ВОТ КУКУШКА ПРОЛЕТЕЛА - И КУ-КУ

Театр не стал копировать знаменитый фильм Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки", а сделал свой сценический вариант, пригласив на постановку режиссера из Питера Александра Морфова, болгарина по происхождению.

Все надеялись, что по своему темпераменту Морфов близок Марку Захарову, и поэтому спектакль должен был, по всем параметрам, получиться зрелищным, ярким, энергичным. Но все вышло наоборот - конфликты оказались сглажены, энергия ушла в песок, бунтарь-одиночка Макмэрфи в исполнении Александра Абдулова превратился в няньку симпатичных обитателей сумасшедшего дома. А старшая медсестра Речид, эта страшная грымза, напоминает капризную Дюймовочку с голубыми глазами Елены Шаниной.
Наверное, можно и так интерпретировать известное произведение. В конце концов, нельзя же бесконечно изображать в фильмах и спектаклях только насилие. Хочется ведь и проявить сострадание к выброшенным из общества людям. Конечно, с этим спорить никто не будет, но для начала я бы посоветовала Александру Морфову побывать на "экскурсии" в наших лечебницах для умалишенных, где медицинский персонал обращается с подопечными так, словно они уже не люди.
Но с другой стороны, театр не обязательно должен быть "зеркалом" жизни. К тому же действие происходит не у нас, а на Западе, где цивилизация проникла и в эти убогие заведения. Поэтому на сцене все сверкает: белый кафель, никелированные трубы, прозрачные стекла, а больные ходят в чистеньких пижамах, смотрят телевизор. В общем, не больница, а санаторий. Александр Морфов и Александр Абдулов (последний заявлен в программке как сорежиссер) настолько увлеклись "семейной" обстановкой этого дома, что упустили момент назревающего бунта в затемненном сознании людей, которые благодаря Макмэрфи понимают, что они не кролики и не овощи, а живые люди со своими желаниями и правом выбора. Возрождение человеческого достоинства в таком гиблом месте, как сумасшедший дом, очень мощно прописано в романе. Эта же тема заявлена и у ленкомовцев, недаром спектакль называется "Затмение", но, к сожалению, в нем нет внутреннего напряжения, исподволь подготавливающего этот взрыв.
Я не могу обвинить ни одного из актеров в неорганичности, каждый из них хорош сам по себе, а Билли (Сергей Фролов), Незвик (Андрей Леонов) и Вождь в исполнении мощного Сергея Степанченко - просто выше всяких похвал. Но, увы, этого недостаточно, чтобы спектакль "задышал" полной грудью. Ему не хватает той боли, той ярости, чем был так силен фильм Милоша Формана.
Сложно сравнивать фильм и спектакль, и все-таки хотелось бы, чтобы при всей своей натуральности спектакль еще и пружинил, "стрелял" в публику, волновал ее, а не только смешил "приколами" Макмэрфи. Несомненно, Александр Абдулов - мотор этой постановки. Мне даже показалось, что иногда он специально уходит на второй план, чтобы дать поиграть своим партнерам. И в то же время особой изюминки нет. Я понимаю, что поклонники известного артиста мне этой фразы не простят, считая абдуловского героя - самым лучшим Макмэрфи на свете.
Что касается будущего проката этого спектакля, то здесь, думаю, все будет в порядке. У "Ленкома" такой устойчивый имидж успешного театра, что и эта "Кукушка" "накукует" много денег.