Главная Культура 00:09 11 Января 2013 186
Юрий Арабов: «Погреб памяти» устроен так, что в него входит все

Известный писатель и сценарист о поэзии, музыке и отдыхе

Сергей Аман

Писатель и поэт Юрий Арабов более известен как сценарист. Он постоянный соавтор фильмов Александра Сокурова и в этом качестве лауреат множества кинематографических премий.

Юрий, сценаристы считают вас классиком, но начинали вы со стихов. Сценарии для вас это работа, а стихи — это отдых от работы? Или наоборот, стихи — еще большая работа?

— И то, и то работа, но совершенно разная. Я действительно начинал со стихов и продолжаю их писать. Правда и то, что я не делаю из них коммерческого продукта, то есть я пишу в стол. Стихотворными публикациями я практически не занимаюсь и не позиционирую себя как поэта.

Что касается сценарного дела, оно больше рациональное, а стихи больше иррациональное. Но это разговор особый. Кино во всем мире — большой социальный организм с крупными деньгами, а деньги уже сами по себе показатель социальных связей. Стихи же абсолютно бескорыстны, и прошло время в России для стихотворцев, к сожалению, когда к стихам прислушивались и когда каждое новое стихотворение Вознесенского или Бродского мое поколение встречало с горячим интересом.

Сценарий — это ремесло плюс творчество, а стихи — это измененное сознание. Во всяком случае я так понимаю поэзию. Это поиск связей всего со всем. Ты как бы входишь в некий тоннель, который связывает материальные и духовные объекты, и в этом туннеле у тебя все находится под рукой. У фантастов есть пространственные тоннели, связывающие Землю и какую-нибудь Альфа-Центавру. Вот стихи для сознания — это точно такой же тоннель, когда ты понимаешь, что все предметы равны и один предмет перетекает в другой. Поэтому я не признаю социализации стихов. Духовидец-поэт принципиально социализирован быть не может.

— Вот вы сейчас упомянули современных наших классиков — я имею в виду Вознесенского и Бродского, — а вообще классиков вы перечитываете?

— То, что писал Вознесенский, то, что писал Бродский, мне не нужно перечитывать, поскольку это все внутри меня. Правда, меня упрекнут, что эти поэты совершенно разные и что у того и другого можно найти вещи сиюминутные и поверхностные. Что ж, я соглашусь, но «погреб памяти» устроен так, что в него входит все. Точно так же в своей полноте для меня существует то, что писал Осип Мандельштам. И мне нужно не перечитывать их, а скорее услышать «шум времени» и «шум стихов», не слишком артикулированный и понятный для меня самого.

У меня есть своя такая технология — вызывать этот шум, когда есть время на стихотворное творчество. Хороших поэтов всегда мало. И никто не знает на самом деле, кто есть поэт. Потому что дух Божий, он дышит, где хочет, и искусство дышит, где хочет и в ком хочет.

— А как вообще книга вам попадает в руки? Как правило, у людей нашего поколения есть своя приличная библиотека.

— У меня мама собирала библиотеку. Она как раз из того поколения, для которых книга была всем. Я же собирал книги фрагментарно. У меня есть сборники поэтов моего поколения и аналогичного опыта: Парщикова, Еременко и Жданова. Чаще всего я пополняю библиотеку подарками других литераторов. Я думаю, что у многих та же самая ситуация.

— Помните ли вы свое самое первое детское мечтание «кем стану, когда вырасту»?

— Первое мое желание — я хотел стать футболистом, а второе, когда я уже вырос, — я хотел стать рок-музыкантом. Ну, футболистом я не стал, хотя очень любил играть в футбол. У меня с шестого класса началось какое-то странное оцепенение, и я из спортивного парня превратился в абсолютно не спортивного. А рок-музыкантом — это был примерно 1970-1971 год, когда ничего у нас не было, существовали какие-то бессмысленные ВИА. Я с друзьями сделал свою самодеятельную группу, которая играла на примитивных усилителях из трамвайного депо. Но бороться за подобное будущее у нас не было сил.

И я бы, пожалуй, до сих пор хотел бы быть музыкантом. Но уже время упущено, а рок — это музыка молодых, в отличие от литературы. Литературой можно в любом возрасте заниматься, а рок-н-роллом лучше, конечно, заниматься до сорока.

— А первую публикацию свою помните?

— Я начал серьезно писать в 1972 году, работал в стол, ни одной строчки не было издано. В 1987 году в журнале «Юность» вышло первое мое стихотворение. С очень сильными правками и сокращениями. 15 лет прошло с тех пор, как я начал писать, но я не роптал. Я знал, что рядом со мной живут люди, которые вообще не могут пробиться.

— Юрий, а как вы отдыхаете от работы? Есть, может быть, хобби или места, куда вы любите ездить?

— Места — это только прогулки, только природа. Для меня отдых скорее перемена жанров творчества. Так жить трудно. Я еще преподаю ко всему прочему в институте и с удовольствием все бы закинул и уехал куда-нибудь в глушь. Я раньше месяцами жил в какой-нибудь выбранной наугад деревне, но сейчас возможности такой нет. И мне очень трудно отказаться от того, чтобы еще что-то написать, еще раз попробовать что-то снять, еще раз что-то издать и «тиснуть», как говорили в позапрошлом веке. Чтобы молчать и жить в глуши — для этого тоже нужна судьба.

Финансовый вальс

Весна пришла. Расцветают деньги,

Вот уж фунты пустили мелкие почки

Иены запутались в ветках,

как в волосах феньки,

И на каждой банкноте — мелкие чмочки.

Мой друг заходил в купюру,

равную трем рублям.

Хотя мечтал о червонце,

но умер как человек

Еще до крантов эпохи нарубленного бабла,

Гниющего под ногами, словно вчерашний снег.

Он умер, а мы вписались

в тоталитарный коллапс.

Небо как будто то же, и облака не серей.

Люди как будто те же,

и каждый из них — таз,

Если в него ударить,

он зазвучит бодрей.

Мы вписались в то, чего не берет вода,

И оно всплывает, как боевой танк.

Песо летают стаей. Индексы — кто куда.

А человек высыхает, как водяной знак.

Я рос в клопиной норе, сам на себя шарж,

Учился плакать и тырить по пустякам,

Мечтал о напалме, чтоб он изменил пейзаж,

Выкуривал гири из скрученного косяка.

Рядом жил Ресин, постарше меня и рус.

Однажды я с ним подрался по глупости дурака.

Я и не знал в те годы, с кем именно я дерусь,

А он и сейчас не знает, кто дал ему по рогам.

Для золота нужен всего лишь кусок говна.

Алхимик не понял, за то и горит в аду.

Для золота нужно, чтобы мычала страна

И кто-нибудь блеял или же гнал пургу

Я думаю, смерть для друга,

сгоревшего ни за что,

Возможно, монетный двор,

а может быть, банкомат.

В нем деньги срока мотают,

и он для них, как СИЗО.

Христос набирает пин и разрушает ад.

Я пожимаю банкноту, холодную, как магнит.

«Мы веруем в Бога», — написано,

как пароль.

И ни одна из шапок на улице не горит,

То ли идет дождь, то ли никто не вор.

То ли никто не тать, да и ангел зазря

Мусолит небо, не зная, кого спасти.

Так разменяй же деньги и положи на глаза

Кружок из меди, чтоб не пропасть в пути.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23417
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5536
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5425
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3888
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?