Ученые выяснили, что появилось раньше: цветы или бабочки

Фото: globallookpress.com
trud.ru
17:54 11 Января 2018г.
Опубликовано 17:54 11 Января 2018г.

Ответ дали породы времен раннего юра и данные доисторической климатологии

Предковые формы бабочек появились на земле около 200 миллионов лет назад, задолго до возникновения первых цветковых растений. Об этом говорится в статье голландского палеонтолога Баса ван де Схотбрюге, опубликованной журналом  Science Advances.

Долгое время ученые полагали, что бабочки и ряд других насекомых, чья жизнь сильно зависит от нектара и пыльцы, сформировались около 100 – 120 миллионов лет назад, когда цветковые растения стали стремительно распространяться по планете. Считалось, что именно кормовая база позволила многим насекомым прийти к современной форме.

Однако у этой гипотезы было и немало противников. Аргументом против этой тории стали куски янтаря с заключенными в них древними жуками. Насекомые были очень похожи на современные виды, однако существовали задолго до возникновения цветковых. Изучая их, палеонтологи предположили, что сотрудничество между насекомыми и растениями могло возникнуть еще в эпоху голосеменных или даже при папоротниках, а более поздние формы покрытосеменных растений лишь использовали уже сложившийся механизм, подстраиваясь под вкусы уже существовавших насекомых.

Ван де Схотбрюге и его коллеги изучали образцы пород начала юрского периода и обнаружили в них чешуйки крыльев одной из первых бабочек. Дальнейшие исследования показали, что насекомое напоминало современную моль из семейства Acanthopteroctetidae. Представители этого семейства считаются одним из самых архаичных видов бабочек; в настоящее время они встречаются лишь в Крыму и некоторых местах Северной Америки.

«Наше открытие показывает, что бабочки и их хоботок появились примерно на 70 миллионов лет раньше, чем считалось ранее. Это говорит о том, что их появление на Земле не было обязательно связано с эволюцией цветковых растений: хоботок, скорее всего, играл какую-то другую роль в их жизни до появления первых порций нектара», – пишет Ван де Схотбрюге.

Ученые обратили внимание, что на момент формирования первых бабочек на больше части Земли господствовал засушливый климат. Это значит, что главная проблема животных заключалась в поиске и добывании воды. Следовательно, по мнению палеонтологов, первые бабочки могли обзавестись хоботками для того, чтобы доставать влагу и микроскопических трещин, а лишь впоследствии приспособились пить таким же способом нектар.

Зачем Петр Порошенко ввел на Украине военное положение?