Дарья Костюк и ее гепарды

В природе эти быстроногие кошки не боятся человека и потому вымирают

В цирке на Цветном бульваре с 14 декабря по 13 января проходило большое новогоднее представление «В поисках праздника». Один из самых ярких номеров в этой программе стало выступление Дарьи Костюк. У нее единственный в мире аттракцион с гепардами, которых вообще в цирке можно увидеть крайне редко.

У Дарьи широкая специализация: раньше она выступала в джигитовке, воздушной гимнастике, и все эти жанры, включая работу с животными, требуют совсем разных знаний и навыков.

— Дарья, все ваши специализации цирковые, но они так далеки друг от друга. Это все равно, что в газете «Труд» один и тот же человек будет на тему спорта и культуры писать, и еще бухгалтерию вести.

— А я, кстати, бухгалтерию тоже веду, а труппа у нас довольно большая, — сообщила нашему корреспонденту Костюк. — Человек безграничен. Было бы желание, а возможности всегда можно найти. Главное, чтобы все успевать на профессиональном уровне. Я отказалась от воздушной гимнастики лишь потому, что почувствовала: слишком много жанров освоила и не везде успеваю выполнять на профессиональном уровне. В нашем коллективе есть групповой воздушный номер, который я создавала по крупинке, обучала девочек, но сама в этом не участвую. Дрессирую зверей я с 9 лет, а в воздушной гимнастике выступала с 14. К тому же, дрессура мне оказалась ближе. Работа с животными невероятно заряжает, у них потрясающая энергетика.

— Вы ведь выросли в цирковой семье.

— Мой папа работал в жанре «Эквилибр с першами», большинство его трюков уникальны, их до сих пор никто не повторил. Например, папа держал на лбу перш и не помогал руками, а в это время на перше выполняли трюки два гимнаста. Сейчас этот трюк выполняют в варианте, когда перш находится не на лбу, а на плече у «нижнего» и, чаще всего, при контроле руки. Папа выполнял ещё один уникальный трюк: держал на лбу высокий перш, на верху которого гимнаст стоял в стойке на руках, папа выбивал перш в сторону, гимнаст летел вниз головой, папа его ловил «руки в руки». С этим номером их команда завоевала приз «Золотой Клоун» на самом престижном цирковом фестивале в Монте-Карло. Позже он стал директором цирка — сначала на Цветном бульваре, потом в цирке на проспекте Вернадского. Родители хотели, чтобы я стала не артисткой цирка, а приобрела более безопасную и стабильную профессию. Но со временем сдались — ведь вне цирка я себя не видела. Единственным условием было то, чтобы я хорошо училась.

Мне повезло с педагогами. По части дрессуры моими учителями были народный артист России Юрий Петрович Мерденов, народный артист России Юрий Матвеевич Кукес, дрессировщик львов Владислав Гончаров и другие замечательные мастера. Я училась в обычной общеобразовательной школе, и по окончанию уроков приходила в цирк, где проводила все свое время.

— И с какого возраста вы в цирке?

— С семи лет. Но по цирковым реалиям это уже поздновато. В цирке начинают познавать азы мастерства в более раннем возрасте. Есть эстрадно-цирковое училище имени Румянцева (Карандаша) как среднее специальное учебное заведение, при нем работает школа для более юных. Недавно во многих школах ввели некоторые дисциплины циркового искусства как дополнительное образование. Меня это очень радует.

Моя работа с животными началась с того, что я лет с девяти ухаживала за ними. Чистила клетки, кормила лошадей, поила. Причем, Юрий Петрович Мерденов — руководитель конного аттракциона «Кубанские казаки» — строго следил, чтобы его подчиненные, жалея меня, не помогали мне — разрешал им только принести вместо меня воду, потому что таскать полные ведра тогда было мне не под силу. Параллельно я выступала в жанре джигитовка, и, несмотря на юный возраст, выполняла взрослые трюки.

— А когда вы начали работать с животными?

— В 13 лет я стала ассистентом дрессировщика обезьян. Это было делом случая. Дрессировщик разошёлся с партнёршей. В итоге сам продолжил работать с крупными обезьянами, а мне доверил малышей. Это были макаки лапундры или свинохвостые макаки. С первого же занятия они стали мне доверять, мне удалось установить контакт с ними. Сначала я учила их классическим трюкам, потом начала придумывать целые трюковые комбинации или новые оригинальные трюки. Иногда брала малышню к себе домой, возила на троллейбусе, покупала мороженое...

Моя цирковая школа была жесткая, но полезная — современным юным артистам цирка ее явно не хватает. Благодаря ей я получила широкую специализацию. Если сейчас один из участников коллектива выпадет из работы по какой-либо причине, то я смогу заменить его, а потом быстро подготовить ему замену.

— Но жили обезьяны в цирке?

— Конечно. Дома держать взрослых обезьян невозможно. Однажды я привела к себе двух. Пока минут 15 что-то готовила на кухне, они в комнате оборвали занавески и уничтожили всё, что им было под силу.

— Обезьяны опасные животные?

— Да, даже мелкие породы. Если собака всегда признает в хозяине вожака, то обезьяны иногда могут «проверять» тебя. В период полового созревания становятся злыми. У них отрастают клыки, которые они демонстративно точат. Так что я сама убедилась в смысле поговорки «зуб точит» — что-нибудь грызет этим зубом, злобно смотрит, показывая, что сейчас набросится. Но я обезьян никогда не наказывала, а старалась предвосхитить этот момент. Когда чувствовала агрессию, просовывала в клетку швабру или тряпку, и пока я держала этот предмет в руках, животное воспринимало его как продолжение меня. Когда уже «выбесится», начинает передо мной извиняться, то есть, корчить соответствующие рожи и поворачиваться ко мне спиной. В итоге за шесть лет работы у меня от их укусов осталось лишь пара шрамов.

— Они вас воспринимали как маму?

— Скорее, да.

— А есть любимчики среди животных?

— С какими бы животными я ни работала — гепарды, лошади, собаки, обезьяны, медведи — всегда всем одинаково уделяю внимание и одинаково люблю. Это же дети! Нельзя любить одного сына меньше, другого больше. При этом, все они разные! Каждый — яркий индивидуум. Бывают милашки, но при этом обманщики. Собаки, например — кто-то может притвориться, что у него болит лапа, поджимает ее, делает несчастные глаза. Я зову врача. Мы приходим... и наблюдаем — как «больной» резвится в вольере. А бывает наоборот: собака специально скидывает другую с тумбы, хочет работать, и мне в дефиците времени приходится отрабатывать трюк именно с ней.

— Как появились гепарды?

— Мы с мужем собирали коллектив и искали яркий аттракцион с хищниками. Мой папа вспомнил, что когда-то с группой гепардов работала Марина Петровна Маяцкая. Гепарды — очень редкие животные для цирка. Вместе с Мариной Петровной мы работали в Японии, и я видела ее номер. В 1999 году она перестала работать с этими животными, и после этого шоу с гепардами в России не стало. Прежде чем действовать, мы с мужем поехали к Марине Петровне, чтобы посоветоваться. Если честно, она стала нас отговаривать. «Это очень сложные животные, ты будешь жить только ими». Так и оказалось. Они тонкие, слабые, психически неуравновешенные. От природы довольно трусливые и эмоциональные. Если чего-то испугаются, нужно много времени, чтобы они успокоились.

— Ваши гепарды откуда?

— Гепард — краснокнижное животное. В ЮАР имеется большой по площади питомник, где их выращивают в условиях, приближенных к естественным. Его территория столь велика, что животных отслеживают с вертолета. В дикой природе у них высокая смертность, на их детенышей постоянно нападают львы и гиены. Еще одна опасность — местные фермеры. От природы гепард меньше боится человека, чем другие крупные хищники, и потому их в древности даже приучали и держали при фараонах. А сейчас в естественной среде из двух зол — крупные хищники или человек — гепарды выбирают (как им кажется) меньшее и держатся ближе к сельскохозяйственным объектам. Африканским фермерам сложно объяснить, что гепард — краснокнижное животное. Они их отстреливают так же, как наши колхозники — лисиц. Причем, «вина» гепардов больше не в том, что они скот задирают, а охотятся за дичью, которая нужна и охотникам. Мы здесь тратим большие деньги на особые витамины и поддержание их здоровья, продление жизни гепардов в неволе, а в Африке их убивают, грубо говоря, от жадности.

— С какого возраста они начинают у вас работать?

— Главное, не начинать раньше 12 месяцев, а до семи вообще лучше детеныша от матери не отрывать. А когда начать работать — не всегда от меня зависит. Например, одного из моих гепардов я приобрела уже пятилетним.

— У вас больше самочек в труппе...

— Это тоже не от моего желания зависит. Приобрели таких, каких удалось.

— Насколько гепард опасен для человека?

— Гепард не видит в человеке свою добычу, как тигр или лев. Так что охотится не будет. У меня был агрессивный гепард, который готов был атаковать меня. Но в данном случае он проверял — кто сильнее и главнее. Это больше характерно для самцов. Самка, имеющая потомство, тоже может быть агрессивной. Случаев, когда гепард насмерть задрал человека, мне неизвестно.

— Какие самые неприятные моменты с гепардами?

— Когда он начинает паниковать, а я не понимаю отчего это происходит. Гепарда может испугать все что угодно — необычный шорох, свет, движение, человек... И, если зверь напуган, никакое самое вкусное угощение его не сможет отвлечь. Так что в подобных случаях лучше заранее все предвидеть и предотвратить.

— Чем они у вас питаются?

— Раньше кормили живым кормом — курами или кроликами. Сейчас практически невозможно достать животных, не содержащих антибиотиков и большого количества жира. Также сложно достать нежирное свежее мясо, потому что все животные, которых выращивают на мясо, зарастают жиром из-за малой подвижности. А жиром кормить гепардов смертельно опасно. Сегодня наши гепарды питаются филе кролика и филе фермерской курицы.

— До какого возраста живут гепарды?

— В дикой природе — до 12 лет (в интернете, конечно, пишут, что больше). В цирке все животные живут намного дольше, до 17-23 лет. Но интерес к выступлениям у них может потеряться значительно раньше. И в таком случае я не считаю допустимым их насильно заставлять. Сейчас мои гепарды уходят на пенсию. Я их никуда не отдам — ни в зоопарк, ни в частные руки. Они будут жить за городом в большом просторном вольере, отдыхать и хулиганить.