ПАУЗА - ЕЩЕ НЕ МУЗЫКА

Как прожить и прокормить семью на тысячу рублей в месяц? С некоторых пор этот вопрос приходится постоянно задавать участникам прославленного Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации, или оркестра Евгения Светланова, как мы его привыкли называть на протяжении 35 лет. "Труд" за последние полтора года неоднократно писал об унизительном положении, в котором оказался некогда ведущий симфонический коллектив страны. К сожалению, за это время в жизни оркестра не произошло желанных изменений, наоборот, стало только хуже.

На днях музыканты решились на очередную отчаянную акцию: после концерта в Большом зале Московской консерватории раздали публике листовки, в которых объявили забастовку...
Значительная часть тех, кто еще работает в оркестре, винит в своих бедах главного дирижера Евгения Светланова, который не борется за зарплаты, да и вообще большую часть года проводит за границей, где имеет ряд контрактов. Оркестрантов можно понять - они ведь помнят, как было в недавнем советском прошлом: дирижер в основном находился при коллективе, не гнушался походами "в инстанции" ради защиты интересов своих подопечных. Впрочем, и государство тогда было к ним куда щедрее...
Министерство культуры, в чьем административном ведении находится Госоркестр, за полтора года не смогло сделать для оркестра ничего существенного и позволило конфликту зайти в тупик. Ну а что же Светланов? Справедливы ли упреки, предъявляемые к нему? Со старой, советской точки зрения - да. Но сегодня она, как ни крути, - анахронизм. В мире принята другая практика: добыванием денег, организацией гастролей занимается директор. Творческий же руководитель обычно проводит с коллективом не более двух месяцев, остальное время он гастролирует, оркестр в этот период выступает с приглашенными дирижерами.
Мы и от старого ушли, и к новому не пришли. Государственная поддержка оркестра скукожилась до неприличия. Казалось бы, судьбу всемирно известного оркестра могли бы спасти спонсоры. Но и этим, судя по всему, никто всерьез не озаботился. Тем временем из нищавшего коллектива уходили лучшие музыканты, уровень игры падал. Репетиции стали редки, нерегулярны, снизилась дисциплина. (Собственно, объявление забастовки не сильно изменило этот режим жизни, лишь как бы "узаконив" его). В результате оркестром перестали интересоваться ведущие дирижеры, иссякли гастрольные предложения... Дошло до того, что едва ли не главным мероприятием сезона для ГАСО стало участие в фестивале Дунаевского - спору нет, в нужном деле, но не идущем ни в какое сравнение с громадьем былых творческих свершений.
Что же делать? Думаю, этим вопросом задается сейчас новый министр культуры Михаил Швыдкой, к первому дню работы которого и приурочена забастовка. От конфликта устали все. Какой выход? Улучшение материального положения коллектива и сохранение связки "оркестр - Светланов". Ибо без имени великого дирижера - надо смотреть правде в глаза - престиж оркестра сейчас не восстановить. Если директор или кто-то еще в оркестре думает: вот, мол, только избавимся от шефа - и заживем по-новому, превратим коллектив в коммерчески процветающее предприятие, - он, боюсь, жестоко заблуждается...