02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕРЕГИ АВТОМОБИЛЬ!

Голубев Владимир
Опубликовано 01:01 11 Февраля 2002г.
Недавнее ограбление Михаила Жванецкого лишний раз высветило проблему, которой уж немало лет. За прошлый год в России похищено почти 39 тысяч автомобилей, что на 10 процентов превышает данные предыдущего года.

Преступность была, есть и, к сожалению, будет. Но держать ее "в узде" все же надо, что, судя по официальным отчетам, правоохранительные органы и делают. Однако все больше кажется, что узда эта не сильно стесняет криминальный мир. Скорее наоборот.
Возьмем, к примеру, хищения и угоны автомобилей. Этот вид криминальной деятельности стабильно остается одним из наиболее распространенных и прибыльных. Наибольшей "популярностью" у преступников по-прежнему пользуются отечественные автомобили, так как последующий сбыт их, как целиком, так и на запчасти, дело не сильно хлопотное.
Поворовывают и подержанные иномарки, которыми сейчас переполнены улицы российских городов. Сэкономив в свое время при покупке, их владельцы теперь стали постоянными покупателями дорогих запчастей, а, с другой стороны, потенциальными жертвами, чьи железные кони могут в любой момент оказаться похищенными на те самые же запчасти. Этот промысел у преступников сейчас считается достаточно стабильным, но он ни в какое сравнение не идет с хищением дорогих иномарок.
Специалисты отмечают, что престижные автомобили всегда привлекали к себе внимание организованной преступности. Недавно на российско-финляндском семинаре правоохранительных органов отмечались успехи в борьбе с похитителями автомашин. Министр внутренних дел России Б. Грызлов сообщил об успешном задержании группировки, похитившей на территории Финляндии автомобилей почти на полтора миллиона долларов. Очень приятно осознавать, что наши пинкертоны помогают зарубежным коллегам, но, как говорится, своя рубашка ближе к телу, а потому хочется лицезреть успехи и у себя дома.
ТО ЛИ КРАЖА, ТО ЛИ УГОН
Знакомый следователь рассказал, что еще десять лет назад вел дело о хищении дорогой иномарки. Кстати, уже тогда "умельцы" умудрялись вскрыть любые замки и отключать сложнейшую сигнализацию, а сейчас криминальный профессионализм возрос несравнимо. В арсенале преступников порой встречаются такие приборы, о которых сотрудникам правоохранительных органов остается лишь мечтать. Это и миниатюрные подслушивающие устройства, которые, были случаи, незаметно прикреплялись к одежде намеченной жертвы. Тут и сложнейшие сканеры, позволяющие подобрать код практически любого "электронного" ключа.
Не будем раскрывать профессиональную тайну и описывать, как удалось выйти на след злоумышленников. Дело в другом. Методика у преступников, несмотря на изменения в технической оснащенности, осталась прежней. Оказалось, что похищенную машину прятали чуть ли ни в центре города, в гараже одного из "закрытых" учреждений, куда следователь смог войти лишь с санкции прокурора. Хотя "отстойники" могут быть и в других местах, например, в авторемонтных мастерских, гаражах и т.д. Были случаи, когда похищенную машину оставляли на "отстой" в соседнем дворе. Дальнейшая судьба похищенной иномарки также ни для кого не секрет. Ворованные машины с перебитыми номерами возвращаются на российский авторынок либо распродаются на запчасти.
Интересно, что преступникам очень помогает наш закон, по которому всякое сомнение толкуется в пользу подозреваемого. В большинстве случаев криминальное завладение чужой машиной квалифицируется как кража или угон. Кража, то есть тайное хищение, в случае причинения гражданину значительного ущерба наказуема не более чем шестью годами лишения свободы. Но похититель, даже пойманный за руку, обычно заявляет, что просто решил прокатиться на понравившемся автомобиле, а это считается угоном, предельное наказание за который не более трех лет колонии.
Надо еще учитывать, что максимального наказания суд практически никогда не назначает. Кроме того, сейчас государственная политика направлена на то, чтобы "разгрузить" тюрьмы и колонии. Соответственно, всячески приветствуется назначение наказаний, вообще не связанных с изоляцией или условных. Такая, по сути, безнаказанность не может не стимулировать преступников.
Есть и еще один нюанс в отечественном уголовном законодательстве. Если, к примеру, американскому угонщику за каждое преступление назначат отдельное наказание, которые потом суммируют, то нашим перспектива получить срок в пятьдесят, а то и сто лет не грозит. По российскому УК похитителю двадцати дорогущих джипов грозит наказание не больше, чем человеку, укравшему пару развалившихся запорожцев.
НА ВСЕ ВОЛЯ ... ВОРА
Каждый человек, купивший автомобиль, приобретает дополнительную головную боль - надо решить, как отстоять обнову от преступных посягательств. Оказалось, идеального варианта здесь просто-напросто нет. Если приглянувшаяся преступникам машина надежно не защищена, то вскрыть замки и отключить простенькую сигнализацию для них не составит особого труда. Автомобиль, оборудованный высококлассной сигнализацией и хорошо охраняемый, ставит порой хозяина в еще более неприятное положение. Вместо тайного хищения преступники в таком случае пойдут на открытые и насильственные действия. И в такой ситуации у автовладельца остается одна задача - выжить. Когда нож приставлен к горлу, лучше не строить из себя супермена, а ретироваться.
Хотя, конечно, российский закон разрешает активную оборону, но кроме давно доказавшей свою незаменимость монтировки у большинства отечественных автолюбителей нет при себе законных средств самообороны. Остается позавидовать водителям из ЮАР где, по сообщению радиостанции "Немецкая волна", в целях безопасности разрешается оборудовать двери машины специальными огнеметами.
Но вернемся на родные российские просторы. Жертвам преступлений, в отличие от Жванецкого не застраховавшим своего "железного коня", не позавидуешь. Им остается только уповать на удачу и профессионализм милиции. Правда, в последнее время посильную "помощь" потерпевшим оказывают и сами похитители. Об этом я услышал от знакомого милиционера, который, узнав о пропаже своего автомобиля, первым делом обратился не к товарищам по оружию, а к местному криминальному авторитету. Тот, по слухам, возвращал безутешным автовладельцам похищенное за определенный процент. Как мне потом подтвердили специалисты из Академии МВД, сейчас действительно существует относительно новый способ отъема денег у граждан, этакая помесь кражи с вымогательством.
БДИТЕЛЬНОСТЬ - НАШЕ ОРУЖИЕ
Неужели положение наших автовладельцев столь безнадежно, что им остается уповать лишь на судьбу, да на волю преступников? С таким вопросом я обратился к Виктору ИВАЩУКУ, человеку всю жизнь проработавшему в органах следствия и подразделениях по борьбе с организованной преступностью, а сейчас передающего свой опыт слушателям главной академии МВД - Академии управления. И вот, что он ответил.
- Я не стал бы так драматизировать ситуацию, хотя подумать действительно есть о чем. Преступники в последние годы ведут себя крайне дерзко, а, попав под подозрение, делают все возможное, чтобы избежать ответственности. Здесь им помогают и лазейки в законе, и коррупция, и, как это ни странно, мы сами. На последней причине остановлюсь особо.
Граждане, занимающиеся хищениями автомобилей, обычно тщательно готовятся к каждому посягательству, действуют внимательно и осторожно, продумывают каждую мелочь. Однако немало краж происходит без излишней подготовки, по внезапно возникшему умыслу. Не надо облегчать угонщикам жизнь и оставлять машину без присмотра или экономить на сигнализации. Довольно часто, отходя от машины на несколько метров, например, закрывая гараж или беседуя с приятелем, мы оставляем ключ в замке зажигания. А что еще надо похитителю?
Бывают случаи, когда мошенники останавливают машину под надуманным предлогом. Если водитель растерялся - пиши пропало. Например, совсем недавно автолюбительницу остановили знаками ехавшие навстречу молодые люди. Они пытались выманить женщину из кабины, предложив посмотреть на какую-то неполадку в работе фар на ее машине. Причем один из "доброжелателей" хотел сесть за руль ее иномарки, чтобы "помочь" в осмотре.
И в этой связи надо сказать еще об одной распространенной оплошности. Многие хранят все личные документы и документы на машину внутри автомобиля. Этим, по меньшей мере, усложняется розыск, а уж про соблазн украсть машину вместе с документами и говорить нечего.
Преступники из организованных групп порой подыскивают свою жертву по "заказу" на модель и даже цвет автомобиля, а, найдя, стараются изучить образ жизни, время поездок, маршруты, привычки и т.д. Поэтому, заметив нездоровый интерес к себе и своему авто, усильте бдительность.
И, наконец, сравните реакцию на преступление наших сограждан и граждан других цивилизованных государств. Там полицию информируют о каждом дорожно-транспортном происшествии, а у нас? Сообщить о том, что в гараже у безработного соседа одна иномарка сменяет другую, считается почему-то зазорным. Мы что, живем не по закону, а "по понятиям"?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников