ГЕОРГИЙ БООС: НЕ ЗАГОНЯЙТЕ БИЗНЕС В ПАЛАТКУ

Возможно, читатели "Труда" помнят, что ваш покорный слуга в свое время предлагал поднять до 6

Возможно, читатели "Труда" помнят, что ваш покорный слуга в свое время предлагал поднять до 6 тысяч рублей зарплату - причем не среднюю, а минимальную. К этому шагу подталкивает не дешевый популизм, а здравый экономический расчет. Ведь человек, имеющий нищенские заработки, вычеркнут из списка субъектов рыночных отношений. Он почти ничего не покупает, то есть не тратит деньги и не стимулирует спрос, а без него, как известно, не развивается производство. Можно сказать, нищета населения - балласт, который всегда тянет общество на дно, какие бы административные меры власть ни предпринимала. Нормально развивать экономику способен человек с рублем, но никак не с ружьем...
Сегодня в России примерно треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Люди живут, но как потребители они практически "отсутствуют". Причем эта потеря невосполнима, ее никогда не компенсирует рост доходов богатых людей, потому что они давно живут на всем импортном. Спрос на российские товары формируют покупатели, которые тянут от получки до получки. Значит, чтобы развивать отечественное производство, надо поднимать доходы именно этой категории граждан, вытаскивать их из нищеты. Но ничего подобного мы с вами не наблюдаем. Правительство озабочено не борьбой с бедностью, а текущими проблемами наполнения бюджета и погашением внешних долгов. Именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему в стране падают темпы экономического роста.
Меж тем в 2001 году была объявлена цель: развивать малый и средний бизнес как основу формирования среднего класса. За этот сектор экономики высказались все без исключения политики, прошли десятки совещаний, съездов и "круглых столов", но этот бизнес по-прежнему в зачаточном состоянии. Почему? К месту вспомнить пословицу: левая рука не знает, что делает правая. Заявляя стратегическую цель, правительство принимает тактические решения, которые ее перечеркивают.
Наглядный пример - последние налоговые инициативы Минфина. С подачи главного финансового ведомства была принята новая схема налогообложения малых предприятий. С 1 января им разрешили платить единый налог вместо пяти прежних - на прибыль, с продаж, на доходы физических лиц, имущество, добавленную стоимость. Таким способом власть обещала упростить отчетность и резко сократить фискальное бремя. А на деле оказалось, что эту льготную схему могут использовать предприятия с годовым доходом... не выше 15 миллионов рублей. Но месячную выручку больше миллиона имеет палатка с одним продавцом - даже не в столице, а в областном центре. При чем здесь "малые и средние предприятия с численностью до 100 работников"?
Итак, гора родила мышь. Новая схема подходит только мелким частникам, занимающимся на дому ремонтом обуви, пошивом дешевой одежды, изготовлением ключей или выпечкой кренделей. Это не предприятие, а кустарная лавочка, способная в лучшем случае прокормить того, кто в ней работает. Настоящему малому бизнесу остается либо платить налоги по прежней шкале, либо пытаться ловчить, прятать доходы. А где "тень", двойная система отчетности - там криминал и поборы. Здесь прямая взаимосвязь: чиновник кормится, когда есть возможность "прижать" бизнесмена. Как давно установлено, братство столоначальников - мощная лоббистская сила. Не потому ли в законах появляются нормы, раз за разом перечеркивающие благие инициативы?
На мой взгляд, ошибочен сам подход выделения предпринимателей, создания для некоторых особых условий. Малый и средний бизнес не в послаблениях нуждается, а в создании равных условий для конкуренции с крупными компаниями. Фискальная система справедлива, когда для всех одинакова - по числу налогов, по их ставкам, порядку уплаты, ведению учета. Исключения только для бизнеса, эксплуатирующего недра, тут могут и должны быть дополнительные платежи - акцизные, рентные. Но пусть это будет связано с особым родом деятельности и сверхдоходами, а не с числом работников, занятых на предприятии.
Под "равными условиями" я понимаю и надежную защиту всякого бизнеса от криминала, произвола чиновников. Лишь тогда малые предприятия могут развиваться, конкурируя с крупными.