07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОМУ ХОЗЯЙНИЧАТЬ "НА МЕСТАХ"?

Борисов Глеб
Статья «КОМУ ХОЗЯЙНИЧАТЬ "НА МЕСТАХ"?»
из номера 025 за 11 Февраля 2003г.
Опубликовано 01:01 11 Февраля 2003г.
В Москве, как и в других субъектах Российской Федерации, готовятся к введению самоуправления. Законодатели на местах в спешном порядке приводят свои городские законы и уставы в соответствие с требованиями федерального центра и Верховного суда РФ о введении системы местного самоуправления уже в этом году. В Московской городской Думе завтра предполагается обсудить проект федеральных законов: "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения".

Причем сразу необходимо пояснить, что субъекты Федерации, в том числе и Мосгордума, могут только обсуждать и предлагать свои поправки в будущий федеральный закон, а уж принимать - российской Госдуме: предполагается, что не позже середины апреля этого года. И закон немедленно вступит в действие по всей России.
По проекту федерального закона предполагается, что в Москве, где уже существуют 125 районных управ, будет образовано, соответственно, 125 муниципальных районов. Органом местного самоуправления станет РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ. Депутаты должны избираться жителями района и управлять им, получив в качестве рычага бюджет района. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством местное самоуправление кроит бюджет из налогов, которые собираются с территории.
Но реальная жизнь наверняка внесет коррективы. Как только в проекте федерального закона появилась фраза о налогах, которые органы местного самоуправления должны получать со своей территории, возникли сомнения, что нынешние органы исполнительной власти столицы так легко расстанутся с этими деньгами, которые сегодня идут в городской бюджет и лишь оттуда - по районам. Собственно, пока предполагается, что "самоуправленцам" передадут лишь право на сбор налогов с имущества физических лиц района (это те деньги, которые мы с вами платим за свою квартиру), а также налога на дарение. Аренда торговых точек района пока остается в ведении городской исполнительной власти. Предполагается: если разом передать в только создающиеся выборные органы право взимать ренту с торговых и пивных ларьков, местное самоуправление может быстро превратиться в еще одного рэкетира.
Органы столичного самоуправления не будут пока заниматься ни проблемами ЖКХ, ни уборкой территории - и слава Богу. Иначе москвичи рискуют получить вместо улучшения жизни полный развал городского хозяйства.
В теории органы самоуправления должны тратить собираемые деньги исключительно на социальную сферу: опеку нетрудоспособных инвалидов, оказание материальной помощи бедным, устройство районных праздников... Однако часть денег пойдет на зарплату избранников, работу аппарата местного самоуправления. Выясняя подробности будущего финансирования этого аппарата, я обнаружил столько всего манящего, что мне немедленно захотелось пойти в районные депутаты.
Предполагается, что депутаты местного самоуправления должны сами определить размер своей зарплаты, и никаких ограничений на нее законом не предусмотрено. К тому же выясняется, что будущие депутаты местного самоуправления вообще не будут никому подчиняться, кроме закона о местном самоуправлении и своей совести. Избравшись, они должны принять устав своего совета, где будут оговорены сроки полномочий и правила выбора главы муниципального образования. То есть фактически в 125 районах Москвы будут приняты 125 районных уставов, где будет 125 способов избрания главы совета.
Мало того, оказывается, если жители района вдруг выяснят, что, грубо говоря, "прокололись" и избрали в депутаты не того человека, то жаловаться им некуда. Снять районного самоуправленца, который не подчиняется никому, кроме закона и совести, можно, только проведя референдум. Попробуйте представить себе общенародный референдум в Северном Бутове по отстранению некоего гражданина Огурцова от руля самоуправления...
Кстати, первые в Москве выборы депутатов в местные органы самоуправления должны состояться уже в декабре. Аккурат под новогодние праздники. Лично я думаю, что народ пойдет покупать елки, а не голосовать на избирательных участках. Если же явка на выборы в органы самоуправления будет менее 25 процентов, то выборы будут признаны несостоявшимися и местная исполнительная власть назначит временного управляющего районом. Как ни крути, от самоуправления в Москве никуда не деться.
Но самое интересное, что в столице с начала января 2003 года, оказывается, уже действует местное самоуправление. Выглядит оно таким образом: все бывшие районные управы Москвы разделились. Глава управы остается при должности и по-прежнему представляет исполнительную городскую власть, но только под другим названием: "Глава управы - руководитель района". А бывшие советники главы управы теперь автоматически становятся "полномочными, полноправными представителями органов местного самоуправления" и уже выбрали своего нового руководителя - "председателя муниципального собрания". Да и сам офис бывшего главы управы переименовали - был он "районной управой", а стал "управой района". Разумеется, бывший глава управы не будет сидеть в пустом офисе без помощников и заместителей и со временем наберет себе новых советников, только назовет их иначе. В итоге у нас теперь в районах будет проживать не просто местная власть, а эдакий двуглавый бюрократический Змей Горыныч с двойным бюджетом и двойным бюрократическим аппаратом. Впрочем, время внести некоторые поправки в законопроекты о самоуправлении еще есть.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Мы обратились к одному из наиболее информированных о ходе строительства местного самоуправления в столице - депутату Мосгордумы, зам. председателя комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяне Портновой. Каковы же плюсы и минусы введения (столь поспешного) местного самоуправления?
- Я не думаю, что местное самоуправление нужно воспринимать как панацею от всех наших несчастий. Плюсы его в том, что этой дорогой все равно нужно двигаться, таким образом мы приближаемся к гражданскому обществу. Демократия - это народное управление, не в последнюю очередь - местное самоуправление. Введение полноправного местного самоуправления укрепит демократию в России. Сегодня многие люди перестают верить власти и вообще перестают участвовать в выборах. Мы вводим самое близкое им местное самоуправление, чтобы возродить эту веру и научить отвечать за свой выбор. Горожанам теперь есть смысл ходить к урнам и выдвигать своих уважаемых представителей не "в какой-то" парламент, который очень далеко, а в свою, местную власть.
Минус этой реформы в том, что мы пытаемся провести ее слишком быстро. В России испокон веку каждое правительство жаждет облагодетельствовать народ, обещая ему скорое наступление хорошей жизни. А потом сталкиваемся с тем, что во многом именно из-за спешки ничего хорошего не получилось. Я убеждена, надо идти на реформирование местного самоуправления постепенно, приучая народ, чиновников к неизбежности и важности этого процесса. Кстати, чиновники всех уровней вряд ли готовы поделиться властью на местах. Здесь будет напряженное противодействие. К тому же у нас сегодня пока еще полная неразбериха в законодательстве на этот счет...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников