06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИССИЯ БЕЗ БЛАГОДАТИ

Светов Сергей
Опубликовано 01:01 11 Февраля 2003г.
Прошел ровно год с того достопамятного дня, когда Ватикан объявил о решении Папы Римского Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий с центрами в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске. С этого момента в документах Святого Престола территория нашей страны стала именоваться "церковной провинцией"... Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с обозревателем "Труда" анализирует причины и последствия события годичной давности, которое, судя по всему, серьезно подорвало перспективы улучшения отношений между Русской православной церковью и Ватиканом.

- Отец Всеволод, реакция Священноначалия нашей Церкви на решение Папы Римского была беспримерно острой. Чем это объяснялось?
- Ватикан лукавил, заявляя о "чисто административном" характере своего шага; фактически же принятое решение означало создание в России полноценной параллельной Поместной церкви. Впервые наша территория была разделена на католические епархии с центрами в исторически российских городах, с соответствующими титулами для епископов; впервые была создана некая митрополия в Москве... Словом, была реально учреждена параллельная церковная структура.
Заметьте: еще недавно епископы, окормлявшие российские католические приходы, не именовались епископами того или иного нашего города. Тот же архиепископ Кондрусевич, будучи назначенным сюда, получил титул епископа Иппона (Иппон - это место в Северной Африке, где когда-то служил блаженный Августин, епископ Иппонский). Точно так же поступаем и мы: когда, к примеру, назначается наш епископ в Париж, он именуется епископом Корсунским... Таким образом проявляется уважение к епископу исторической кафедры в данном городе, на данной территории. Это диктуется каноническим правом: в одном городе, на одной территории должен быть один епископ и не может быть двух.
Поэтому, когда Ватикан назначает епископа в Москву, когда у нас создаются полноценные епархии, россиянам как бы говорится: в России мало настоящей церковности и необходима другая Поместная церковь, которая будет успешнее проповедовать Евангелие людям, живущим в этой стране. Именно то, что Ватикан, вроде бы считая нашу Церковь Церковью в полном смысле слова, одновременно принялся создавать здесь параллельную церковную структуру, и вызвало крайне болезненную реакцию у миллионов православных граждан. Разве иначе реагировали бы итальянцы, если бы наша Церковь вдруг поставила в Рим своего иерарха, дав ему титул "Папа", показывая тем самым, что ее не устраивает нынешний Папа и она считает необходимым заменить его другим человеком?..
- В заявлениях представителей Ватикана и российских католиков, отвергающих претензии нашей Церкви к деятельности их миссионеров в России, утверждается, что Римско-католическая церковь имеет право и должна проповедовать людям везде, где ей захочется...
-Эта позиция понятна в контексте светского права, но в корне противоречит апостольским принципам права канонического, церковного, которое католики вроде бы всегда отстаивали. Сам апостол Павел говорил: "Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании"... Из этих слов абсолютно ясно, что апостол Павел не желал вторгаться в "земли" других апостолов, чтобы не нарушать их пастырскую традицию, не вносить разделение в Церковь.
Логикой, по которой любой человек может проповедовать где угодно, очень часто руководствуются псевдомиссионеры разного плана. Но она совершенно отличается от логики, на которой в апостольские времена была построена Церковь, и на которой она должна строиться и сегодня.
-Тем не менее сейчас в России и других странах СНГ активно действуют католические священники и монахи, явившиеся сюда из многих государств Европы, Азии, Америки. Что движет этой армией миссионеров? В чем основная угроза их деятельности для нашего населения?
- Как отметил в связи с односторонними действиями Римского престола Святейший Патриарх Алексий II, "претензии Ватикана на планетарное измерение просматриваются вполне отчетливо... Это стремление проявляется в практике прозелитизма... "
Напомню: понятие "прозелитизм" означает стремление обратить других в свою веру. Если не играть в дефиниции, то именно прозелитизмом занимаются католические миссионеры на канонической территории Русской православной церкви. Миссия среди взрослых особого успеха не имеет, и теперь главный акцент католики делают на работе с детьми и юношеством.
Приходят эти миссионеры в детские приюты, интернаты, школы и вещают: "Православная церковь - мертвая, у нас - лучше"; или: "Церковь едина, поэтому все равно где причащаться, но все-таки у нас немножко благодатнее"... Постепенно дети, молодежь, не способные критически сравнивать учение двух Церквей, оказываются под влиянием миссионеров. Используя наивность детей и подростков, задабривая их материальной помощью и загранпоездками, миссионеры стремятся обратить их, в подавляющем большинстве своем крещенных в православии, а стало быть, являющихся полноценными членами Православной церкви, - в католичество, а в дальнейшем, как нам представляется, вырастить из них католических священников, монахов и монахинь для России и стран Западной Европы, где Ватикан испытывает острейший кадровый кризис.
Во Франции, в Бельгии, во многих других странах католическое духовенство просто вымирает, вот Ватикану и приходится ввозить священников из Юго-Восточной Азии, из Латинской Америки... Теперь, видимо, решено сделать ставку на "российское пополнение" - все-таки оно ближе к Европе по культуре... Так что налицо чрезвычайно жесткая ватиканская тактика воспитания кадров с самого юного возраста. В этом видится сугубая опасность католического "душехватства" в России.
- Что показал год, прошедший после "ватиканского броска" в Россию? Можно ли говорить о сколь-нибудь заметном усилении у нас позиций католицизма?
- Самое удивительное, что создание католических епархий в России не только не дало Ватикану никакой реальной пользы, но, напротив, нанесло ему значительный урон. Во-первых, число католиков существенно не возросло, да и в целом назойливая миссия Римско-католической церкви в России по-прежнему остается провальной. Во-вторых, миллионы россиян убедились, что Ватикан совершил явно вызывающее, явно корыстное действие по отношению к нашей стране.
Католическая церковь сегодня, как и Православная, очень нуждается в долгосрочной христианской солидарности, чтобы достойно отвечать на вызовы современного мира. Но Святой Престол, вопреки всякой логике, предпочел искать сиюминутной выгоды. Напрашивается вывод, что Ватикан утратил чувство реальности и понимание того, что на самом деле сейчас полезно для Католической церкви: он решил "одним махом" подчинить себе весь христианский мир. Иллюзорность замысла очевидна, и по сути такая позиция только снижает авторитет Католической церкви. Полагаю, что умные люди в Ватикане это понимают, но, к сожалению, сегодня возобладали взгляды тех, кто исповедует католическую экспансию любой ценой, а она, как показывает жизнь, контрпродуктивна на целом ряде направлений: и на российском, и в Китае, и в Индии.
- Сейчас, видимо, даже неуместно спрашивать о вероятности встречи нашего Патриарха с Папой Римским. И все же: сохраняется ли контакт между двумя Церквами?
- Смысл встречи глав двух Церквей должен состоять, конечно, не в обмене рукопожатиями и улыбками перед телекамерами для создания иллюзии, будто между нами "нет проблем". Не до объятий, когда православные люди справедливо вопиют о свой боли, о трудностях - и на Западной Украине, где чада канонической Православной церкви остаются гонимыми, и здесь, в России, в других странах СНГ, где католические миссионеры применяют нечестные, нечистоплотные методы для "улавливания душ".
Замечу, что определенный контакт с Ватиканом у нас никогда не прерывался, мы имеем возможность доводить нашу позицию, наши предложения до сведения Папы Римского. К сожалению, пока мы не видим со стороны Святого Престола реальной воли к тому, чтобы воздействовать на ситуацию на Западной Украине, где, напомню, униатами были разгромлены три православные епархии, и на вызывающие действия католических миссионеров в России - воздействовать так, чтобы были устранены проблемы, волнующие православных людей.
Наша Церковь поддерживает достаточно хорошие отношения с отдельными католическими епархиями, монастырями, приходами - по всему миру. Среди католиков у нас немало искренних друзей - епископов, священников, мирян. Благодаря им мы понимаем, что Католическая церковь не может отождествляться только с нынешним руководством Ватикана. В то же время мы ожидаем, что и в нем самом возобладает голос разума, проявятся те принципы отношения к Православной церкви как к "Церкви-сестре", которые были определены Вторым Ватиканским собором.
-И последнее, отец Всеволод, о чем хочется спросить. Не дай, конечно, Господь, но существует ли в нашей стране опасность открытого противостояния православных и католиков? Что может свести к нулю вероятность подобного развития событий?
-Я хотел бы, чтобы ни в России, ни вообще где-либо в мире никогда не было стычек между православными и католиками, и я не думаю, что такие столкновения вероятны.
Да, после прошлогоднего решения Ватикана в ряде епархий нашей Церкви прошли выступления православных верующих против католической экспансии. Наши люди чувствовали себя оскорбленными, они переживали сложные эмоции... Но заметьте: нигде, я хочу подчеркнуть, нигде не было совершено ни насилия против католиков, ни осквернения их святынь.
Убежден: у Святого Престола сейчас есть все возможности для прекращения действий, провоцирующих негативную реакцию православных людей. Надеюсь, Ватикан услышит их голос и поймет, что нужно пойти им навстречу - во благо самой же Римско-католической церкви. Лишь в этом случае она сможет снискать к себе доброе, уважительное отношение в России, причем не только со стороны отдельных лиц или известного узкого круга интеллигенции, оппозиционно настроенной к нашей Церкви, а среди многомиллионного православного верующего народа.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников