04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРАК ПО РАСЧЕТУ?

Федоров Александр
Опубликовано 01:01 11 Февраля 2003г.
Долго говорили, но лишь к Новому году стало ясно, что ряду российских краев и областей не избежать взаимной любви "по приказу". Именно так расценили многие политологи высказывания президента по поводу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, которое он назвал весьма стоящим и перспективным делом.

Весна еще не пришла, а уже появились "первые ласточки". Так, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа уже начали готовиться к возврату в материнское лоно Пермской и Иркутской областей. И нет недостатка в прогнозах: кто же станет следующим в этой увлекательной чреде укрупнений? Наиболее вероятным претендентом на слияние аналитики называют юг Тюменской области и два автономных округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. И все же что даст такое венчание и насколько выгодно оно, во-первых, Москве, а главное - самим брачующимся? Деньги, славу?
Те, кто профессионально занимается проблемой федерализма, прекрасно понимают, что поначалу федеративные реформы принесут одну лишь славу, то есть они ценны с точки зрения политических дивидендов, а вот непосредственно деньги - экономическое процветание и социальные блага - это пока отодвинуто на второй план, до лучших времен.
Впрочем, без труда можно назвать те территории, которые всячески приветствуют эту инициативу. Это регионы, которые не могут самостоятельно (в силу тех или иных географических или экономических обстоятельств) выйти из так называемой "депрессивной" зоны.
Совсем иное к этому отношение благополучных регионов, так называемых доноров. Им совсем недостаточно одной только политической составляющей. Маловато будет! Этим не насытишься. А ситуация с западносибирскими территориями и вовсе уникальная, поскольку именно здесь сосредоточена большая часть стратегического запаса природных ресурсов России.
Что бы кто ни говорил, а Западная Сибирь была и в обозримом будущем останется основой экономической стабильности России. Любое некомпетентное или поспешное вмешательство в сложившееся равновесие неминуемо повлечет за собой массу негативных последствий. А если региону станет хуже, то и страну в целом трудно будет считать здоровой.
Между тем расчеты показывают, что слияние Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами никоим образом не будет способствовать ни политической, ни экономической стабильности страны. В географическом центре России появится гигантское административное образование, которое буквально расколет наше государство на западную и восточную части - от Карского моря до казахстанских границ.
Это приведет к тому, что большая часть транспортных артерий федерального значения проляжет по тюменской земле или над ней. А в недрах будет сосредоточена подавляющая часть запасов нефти, газа и минералов. Столь выгодное геополитическое положение вкупе с мощным экономическим потенциалом (а тюменские регионы уже сейчас формируют пятую часть доходов российского бюджета) может привести к возникновению сепаратистских амбиций у руководителей региона (официальных и теневых). Заинтересована ли в этом центральная власть? Вряд ли. Ведь значительно проще управлять тремя самодостаточными и лояльными регионами, чем одним, но обладающим чрезмерным влиянием.
Думается, что незаинтересованным в объединенной Тюмени будет и полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Ныне он курирует шесть регионов, четыре из которых без преувеличения можно назвать "локомотивами" российской экономики или "точками роста", если использовать определение президента, которое он дал регионам в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Более того, "в хозяйстве Латышева" - львиная доля российских доноров, кроме разве только Кургана, систематически обращающегося за помощью.
Такое положение имеет и плюсы, и минусы. Являясь, с одной стороны, лидером "сильных" регионов, он вынужден в то же время выступать и в роли "руководящего партнера", постоянно доказывающего региональным властям (тоже весьма сильным) свою управленческую мудрость и компетентность. Пока это умному и гибкому Латышеву в основном удается. И все же создание "большой" Тюмени, скорее всего, осложнит положение полпреда президента.
Выгодно ли это федеральной власти?
Вряд ли. Особенно если учесть при этом и отсутствие экономической выгоды. Достаточно вспомнить 2001 год. Лишь после того, как отношения между югом Тюменской области и автономными округами были переведены в экономическую плоскость, стало понятно, что развитие возможно лишь при жесткой согласованности региональных интересов.
Филипенко, Неелов и Собянин за два года доказали, что эффективной интеграции Ханты-Мансийска, Ямала и Тюмени мешают отнюдь не их границы и статусы.
Следует заметить, что территория Тюменской области по структуре промышленного производства не является однородной. Если в автономных округах преобладает добыча сырья, то юг имеет около десяти развитых отраслей - машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика и т.д. Такая неоднородность и является условием относительной самостоятельности экономического развития каждого из субъектов. Да и специфику государственного управления она определяет.
Регионы научились эффективно использовать производственные и человеческие ресурсы, обеспечивать социально-экономическую стабильность, увязывать интересы власти, бизнеса и населения. Созданы устойчивые хозяйственные связи, налажено "воспроизводство" управленцев федерального и муниципального масштаба. Но самое главное - автономные округа за последние десять лет стали абсолютно самостоятельными в решении экономических и социальных проблем.
Опыт показывает, что изменение территориальной целостности регионов приведет к замедлению их развития. Этому есть причины. Ведь усилия, направленные на объединение, уйдут не на социально-экономический рост, а на выстраивание новой административной системы, на налаживание отношений между новой властью и органами местного самоуправления, властью и бизнесом, властью и региональными элитами.
Слияние приведет к перераспределению доходной части бюджетов, а следовательно, к свертыванию долгосрочных социальных программ. В результате "локомотивы" экономики неизбежно дадут сбой. И если не покатятся назад, то уж точно замедлят движение.
Безусловно, авторы идеи "укрупнения" понимают вероятные последствия модернизации главных доноров страны. Может быть, поэтому разговоры о возможном возврате к "большой и единой Тюменской" не слышны со стороны кремлевской команды. Но весьма громко ведутся они в самой Тюменской области и в автономных округах. О слиянии рассуждают в основном те, кто в объединении видит не решение проблем обустройства, а возможность решения личных задач. Это - либо политтехнологи, разогревающиеся перед предстоящими выборами, либо региональные политики, ратующие за укрупнение территорий в надежде предугадать вектор политических решений Москвы и тем самым получить соответствующие дивиденды накануне выборов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников