ЛЮДИ БЕЗ СЕРДЦА

"Убитая деревня" - так называлась корреспонденция, в которой рассказывалось о трагедии, произошедшей в канун Рождества в деревне Паршово Владимирской области ("Труд" за 1 февраля 2003 года). Напомню, что в этом небольшом населенном пункте в одночасье были убиты шесть человек в основном пенсионного возраста. Убийцами двигало стремление завладеть скудными денежными сбережениями несчастных. На днях во Владимире состоялся суд, на котором и прояснилась трагическая картина происшедшего.

Оставшиеся в живых пенсионеры в убийстве заподозрили местного жителя Александра Смирнова и его сожительницу молдаванку Анастасию Кадын. Когда-то они приехали в деревню, поскитавшись по белому свету и нигде не найдя пристанища. Александр к тому времени отбыл срок в колонии, а Анастасия хвасталась местным, что была в Чечне, обучилась там владению ножом и кого угодно может "порешить за считанные минуты". Она действительно вела себя агрессивно, и старики побаивались Кадын даже больше, чем Александра. Парочка нигде не работала. Промышляла продажей краденых цветных металлов, клянчила у местных жителей снедь да деньги.
Сразу после трагедии Смирнов и Кадын из деревни исчезли. Задержали их спустя 20 дней в поселке Шарыпово Красноярского края и препроводили во Владимир. Но на скамье подсудимых сидел только Александр. Его подельница признана невменяемой и находится на принудительном лечении. Зато Смирнов в деталях рассказывал суду о том, как они убивали стариков.
...В тот день немощный пенсионер Евгений Матвеевич Иванов с утра ждал Александра Смирнова. Здоровый мужик пообещал инвалиду наколоть дров. Смирнов явился, как и обещал. "Давай, Матвеич, колун и готовь чекушку", - сказал он, дыхнув густым перегаром самогона. Четвертинки у Иванова не было, а вот денег от скромной пенсии отстегнул. Едва закончив работу, Смирнов подхватил свою подругу и заспешил в соседний поселок за спиртным. Зелье быстро задурманило парочке голову, и вскоре они вновь появились на пороге дома Иванова. Евгений Матвеевич был не один, в гости к нему пришел давний приятель Вячеслав Абрамов. Однако его присутствие не смутило Смирнова и подругу: "Дед, раскошелился бы еще, не убудет от твоей пенсии. А нам выпить хочется". Но старик вежливо отказал. Знал бы он, что у Анастасии под пальто - нож, а у Александра - охотничий обрез. Стало быть, подготовились они к визиту основательно. Когда судья спросил Смирнова: "Зачем вы взяли с собой оружие"? - тот ответил: "А оно всегда при нас было, время-то неспокойное, вот и носили для самообороны". От кого оборонялись крепкие люди в деревне, где жили одни старики? На этот вопрос у Смирнова ответа не было.
Отказ Иванова буквально взбесил вспыльчивую женщину. Она вынула нож и хладнокровно вонзила в старика-инвалида. Абрамов бросился другу на помощь, но получил выстрел из обреза и тоже рухнул на пол. Через несколько минут оба безжизненных тела лежали в подполе. Обыскав дом и не найдя ничего ценного, раздосадованная парочка вышла на деревенскую улицу и нос к носу столкнулась с Виктором Скворцовым. Узнав, что тот идет в гости к своей сестре, напросились в попутчики.
В доме Нины Ивановны Низовцевой отмечали Рождество. Кроме хозяйки, за столом сидели соседи - 90-летние супруги Скворцовы. Все скромно чаевничали. Непрошеных гостей Низовцева не ждала, а потому встретила их не очень приветливо. Заодно попеняла, что, квартируя в доме ее родителей, парочка накопила большой долг за электроэнергию. Слово за слово - и у праздничного стола разгорелась ссора. Вновь в ход пошел нож, загремели выстрелы. В считанные минуты на полу оказалось четыре трупа.
"Оставлять их в доме мы не хотели, - рассказывал Смирнов, - решили спрятать в ближайшем лесу. Первой потащили туда Прасковью Скворцову. Но нас спугнула показавшаяся на дороге машина. Пришлось затащить старуху в сени ее дома. Здесь и оставили. Тут мы поняли, что оставаться в деревне больше нельзя, и решили чем-то поживиться в доме Скворцовых - не бежать же без копейки в кармане".
Подонки нашли у убитых пенсионеров немногим более двух тысяч рублей. Заодно прихватили иконы, охотничье ружье хозяина, патроны, порох, бензопилу... С этим скарбом убийцы скрылись из Паршово, оставив после себя шесть трупов. А в деревне всего-то жило 12 человек. Сначала задумали бежать в Чечню, где легче скрыться, влившись в отряд таких же бандитов. Но и здесь решающее слово оказалось за женщиной: "В Красноярском крае живет мой сын. Поедем к нему". На свободе убийцам оставалось быть 20 дней.
Александр Смирнов в зале суда сидел, опустив голову и боясь смотреть в глаза односельчан и родственников убитых. Не знаю, могла ли его мучить совесть? Ведь в Паршово местные жители предоставили бездомным кров, помогали продуктами с огорода и даже рублями из скромной пенсии. "В благодарность" за это бандиты устроили беззащитным деревенским пенсионерам бойню.
Убийце предстоит отсидеть за колючей проволокой 21 год - таков приговор суда.