ЗЕМЕЛЬНЫЙ ОБРОК

Вчера правительство в очередной раз обсудило земельную реформу. Пока она продвигается со скрипом. Но как и ожидалось, Михаил Фрадков для начала проинформировал министров о визите в Думу, где, по его словам, прозвучало много критики в адрес правительства. Премьер сделал вывод: надо сосредоточиться на социальной политике. Для этого нужны дополнительные доходы, а следовательно - рост экономики. Земельный вопрос имеет к этому самое прямое отношение.

С докладом выступил глава Минэкономразвития Герман Греф. Как выяснилось, у нас так и не завершен процесс разграничения собственности на землю между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Поделили только треть земель, поэтому нет возможности распределять между бюджетами разных уровней доходы от использования главного национального богатства. Не проведена до конца кадастровая оценка земли. По-прежнему свободные участки под строительство выделяются в 97 случаях из 100 не на конкурсной основе.
В докладе главы Минэкономразвития (копия этого документа попала в распоряжение редакции накануне заседания правительства) имеется раздел под номером 7 "Прочие проблемы регулирования земельных отношений". В числе "прочих" оказались сельхозугодья, которые очень давно в подвешенном состоянии. В документе признается, что "рыночный оборот большей части приватизированных земель... сильно затруднен в связи с нерешенными проблемами оформления прав на земельные доли". Эти доли составляют основной массив частной собственности на селе. Как известно, их раздали на заре перестройки труженикам совхозов и колхозов. Но документов, удостоверяющих права на землю, народу так и не дали. Естественно, что виртуальные землевладельцы "на протяжении последних десяти лет уклоняются от содержания и использования своего имущества". Причем в каждом четвертом случае даже местонахождение собственников установить невозможно, а зачастую они присутствуют только в документах. Ну и как прикажете их облагать налогами?
Еще сложнее ситуация с участками под промпредприятиями. Те из них, что приватизированы, в соответствии с Земельным кодексом обязаны до 1 января 2006 года либо взять территорию в аренду либо выкупить. Суммы выкупа могут быть разные, в зависимости от того, где находится производство. Г. Греф предложил рассчитывать ставки в зависимости от кадастровой стоимости участков. Для мегаполисов (Москвы и Питера) - 20 процентов, для остальной страны - 5.
Глава Минприроды Юрий Трутнев сильно засомневался: не приведет ли арендная плата, а тем более выкуп земли к банкротству предприятий? Ведь отрасли по уровню рентабельности сильно отличаются. "И вообще, какая у нас цель, - спросил Трутнев, - изъять средства из экономики и сконцентрировать в бюджете?"
Герман Греф наличие именно такой цели не подтвердил. Но согласился, что если предприятие стоит в центре населенного пункта, то "нагрузку понесет существенную". Похоже, премьера насторожили и вопрос, и ответ. Тем более что чуть позднее глава Минэкономразвития предложил правительству принять на этот счет политическое решение, поскольку согласовать позиции все равно не удается. По мнению экспертов, сделать это будет непросто. Обжегшись на законе о льготных выплатах, кабинет министров теперь будет гораздо осторожнее в принятии радикальных решений. А в земельном вопросе тем более есть смысл учитывать мнение тех, кто имеет прямое отношение к экономике. Как известно, РСПП не раз предупреждал: наша промышленность такую реформу не перенесет.