ПОКАЯННЫЕ ДНИ

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с осуждением коммунистических тоталитарных режимов. К европейским парламентариям сразу же присоединились видные российские либералы, представители интеллигенции. Нас вновь призывают каяться за прошлое. Кому и зачем это нужно? Почему российская делегация в ПАСЕ почти единогласно проголосовала против этой резолюции, хотя, казалось бы, к нам она прямого отношения не имеет - у нас давно нет ни коммунистов у власти, ни тоталитарной диктатуры?

Перво-наперво дело в том, что в нашей стране преступления прошлого уже осуждены, причем давно. Сами коммунисты это сделали на XX съезде в 1956 году. Осуждали эти преступления Съезд народных депутатов СССР при Михаиле Горбачеве, президенты Борис Ельцин и Владимир Путин. Официальная Москва с полным основанием полагает, что осуждений было предостаточно, а за дальнейшим педалированием этого вопроса за рубежом стоят не самые искренние намерения.
Европе, по большому счету, сейчас не до нас, своих проблем выше головы. Экономика стагнирует. Провал референдумов по общеевропейской конституции во Франции и Голландии впервые за несколько десятилетий застопорил процесс евроинтеграции. Пылают исламские предместья французских городов, датские посольства по всему мусульманскому миру. Тут не до коммунистических режимов, тем более что в Европе есть лишь одна страна, где компартия у власти, - Молдавия.
Но есть европейцы "старые", которым действительно своих проблем хватает, и "новые", недавно принятые в ЕС, среди которых немало профессиональных русофобов, особенно часто встречаемых в прибалтийских государствах, Польше, некоторых других восточноевропейских странах. Именно они и инициировали принятие антикоммунистической резолюции. Вроде бы и не о нас идет речь, однако, на самом деле - о нас. Появляется дополнительное основание поставить вопросы о незаконности "советской оккупации" и необходимости получить за это материальную компенсацию с России как правопреемницы СССР. Те же самые люди, которые проталкивали резолюцию ПАСЕ, в национальных парламентах прибалтийских стран выдвигают к России репарационные претензии на десятки миллиардов долларов. Попутно у них появляются дополнительные объяснения, почему дискриминируются русские и другие неграждане, - они же были "авангардом тоталитарной диктатуры" и должны за это ответить. И вообще, почему бы ни поквитаться с Россией за все прошлые обиды?..
Кое-кто к западу от российских границ хотел бы превратить процесс нашего покаяния в перманентную и безостановочную процедуру. В этой связи возникает целая серия вопросов. Какова должна быть эта процедура? Каяться нам надо всенародно или в индивидуальном порядке? Должны ли кающиеся лично приезжать в ПАСЕ или можно принести покаяние на месте, скажем, на площадях городов или в посольствах прибалтийских стран? Или достаточно покаяния лучших представителей народа в лице президента, членов правительства и законодателей? И насколько всепроникающей должна быть вертикаль покаяния: следует ли также каяться представителям исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления? Или каяться положено только потомкам и родственникам руководителей "тоталитарной диктатуры", как вашему покорному слуге? Как долго мы должны каяться - век, два, три? С какой периодичностью - несколько раз в день, ежедневно, ежемесячно? Или ввести специальные покаянные дни? Словом, вопросов много, но, боюсь, ни один из возможных ответов на них не удовлетворит идейных вдохновителей резолюции ПАСЕ.
Заставить великую державу каяться можно. Но только в одном случае. Ее надо победить в войне и ввести на ее территорию оккупационные войска. Такое впечатление, что многие политики на Западе действительно рассматривают Россию как побежденную страну, как проигравшую в "холодной войне", хотя мы сами ее закончили и скорее выиграли от ее завершения. Но даже если предположить, что мы проиграли "холодную войну", оккупационных сил за окном точно не наблюдается.
Похожая история с репарациями. Чтобы их получить, Латвии или Эстонии надо сначала победить Россию в войне и заставить ее подписать договор о капитуляции, навязать ей грабительский мир с соответствующими условиями репараций. Не помню, чтобы кто-то из прибалтов в последнее время одерживал над нами военные победы. В последний раз некоторые из них это пытались делать в составе гитлеровских войск, но итог похода известен - Нюрнберг.
Нам не привыкать к "наездам" и двойным стандартам. И на резолюцию ПАСЕ не следует реагировать. Заседал я в этой ассамблее в мою депутатскую бытность. И должен сказать, об этом собрании, озабоченных правозащитой европейских парламентариев вы не прочтете даже в газетах города Страсбурга, где они, собственно, и заседают. Не говоря уже о серьезных мировых СМИ. Практическое значение резолюций ПАСЕ - нулевое. Переживают по их поводу только некоторые бывшие соцстраны и союзные республики, озабоченные тем, не осерчает ли на них страсбургская княжна Мария Алексеевна и не закроет ли им путь в НАТО или Евросоюз. Перед нами такие проблемы не стоят. А излишнее внимание к ПАСЕ - очевидное проявление комплекса неполноценности, который от природы свойственен некоторым малым нациям, но не должен быть свойственен нациям великим.
Небольшим странам, как маленьким судам в море, легко менять курс. Заложил галс - и ты уже плывешь в прямо противоположную сторону. Сегодня у тебя одни друзья и союзники, завтра - совершенно другие. Иное дело - великие державы. Они - как океанские лайнеры. Резкие повороты им просто противопоказаны, могут перевернуться. Что мы и наблюдали несколько раз в своей истории. Шутки с курсом движения, как и со своим прошлым, - небезобидны.
Не может жить великая страна с поруганным и растоптанным прошлым. Трагическая и героическая, это наша история. Ее не выбирают. Как мать.
А претензии к нам... Одна моя однокурсница в МГУ писала дипломную работу об эстонской архитектуре XVII века. И пришла к выводу, что вся надземная архитектура была немецкой, поскольку собственно эстонцы жили в основном под землей - в землянках. Если аппетиты прибалтийских политиков по поводу репараций будут продолжать разыгрываться, можно было бы нашим парламентариям выдвинуть контрпретензии на недвижимость, построенную в период от Ништадтского мира 1721 года, когда прибалтийские земли вошли в состав России, до 1991 года. Естественно, за вычетом 1920-1930-х годов, когда они были самостоятельными. Кстати, это было бы неплохим замером цены "российской оккупации"...
И если либеральной интеллигенции так важно покаяние, то не стоит ей мешать этим заниматься.