Они все равно нужны

Как и предсказывал "Труд", ряд специалистов не только ничего не потеряли в кризис, но и улучшили свои позиции на рынке труда. В первую очередь это те, кто обеспечивает компании прибылью и считает ее.

Менеджер по продажам

Первое место в рейтинге востребованности профессий занимает менеджер по продажам. Сейчас, по данным кадрового агентства "Юнити", эта позиция составляет 22% от всех запросов работодателей. Эти специалисты были популярны и до кризиса: тогда они тоже занимали первое место, правда, с меньшей долей - 13%.

Из-за кризиса многие компании теряют заказы. "Хороший менеджер по продажам - это даже не профессия, это тип людей, которых выгоняют в дверь, а они проходят в окно, - комментирует Жанна. - Такие специалисты приносят непосредственную прибыль".

Отсюда - рост спроса на "продажников" почти в два раза. Их популярность обычно растет обратно пропорционально снижению покупательского спроса: чем меньше людей готовы покупать продукцию, тем более востребованы менеджеры по продажам. "Индустрии, которые продолжают набирать людей, в том числе и менеджеров по продажам, - это FMCG (продукты питания), фармацевтические компании, B2B и нефтегазовый сектор", - рассказывает Кристиан Леполяр, партнер рекрутинговой компании Antal Russia.

Соответственно, требуются и руководители отдела продаж. Эти специалисты занимают седьмое место в списке востребованных специалистов, доля запросов на них составляет 7%.

Бухгалтер

На второй позиции расположился бухгалтер, а тремя позициями ниже - главный бухгалтер. Как и раньше, доля этих позиций среди остальных заказов от работодателей - 12% и 5% соответственно. Такая стабильность объясняется просто. "Без бухгалтера ни одна даже самая маленькая фирма не справится", - рассказывает Анна Михайлова, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "Юнити".

Это подкреплено даже законодательно, ведь любое юридическое лицо обязано иметь в своем штате две должности: бухгалтера и генерального директора. Кроме того, востребованность бухгалтеров подкреплял их дефицит. "Простого бухгалтера всегда легко было переманить на более интересную должность, особенно если его деятельность была связана с финансами или он подчинялся финансовому директору, а не главбуху", - рассказывает Ирина Калкина, ведущий консультант рекрутинговой компании Antal Russia.

Сейчас на рынке есть спрос на главбухов, которым можно было бы поручить ответственный проект: выделение бизнеса, руководство новой объединенной бухгалтерии (с подчинением до 60 человек) и т. д.

Секретарь

"Бронзу" получает позиция секретаря, которая была востребована и раньше, как и две предыдущие, - ее доля составляла 8%. Сейчас она выросла до 11%. Среди этих специалистов всегда наблюдалась повышенная текучесть в связи с низкими требованиями к кандидатам и плохими карьерными перспективами. В период кризиса нагрузка на секретарей возросла, многие перестали справляться со своими обязанностями, что увеличило текучесть еще больше.

Есть и еще одно объяснение. Ресепшен и секретарь как лицо фирмы являются отражением положения и статуса компании. "Сохранение благоприятного имиджа компании будет являться столь же важной задачей для успешной работы в условиях кризиса, как и разработка эффективной системы управления. Поэтому опытные и грамотные секретари будут цениться на рынке труда на протяжении этого нелегкого периода", - уверен Виталий Скоробогач, специалист по поиску и подбору персонала холдинга "Империя кадров".

Остальные

Рядом с "пьедесталом почета" находятся юристы, которые раньше в десятку не входили. Дело в том, что в связи с кризисом обострились многие юридические проблемы. "На первое место по популярности среди юристов вышла специализация по разрешению споров, трудовому законодательству и банкротству", - рассказывает об изменении структуры спроса на юристов Татьяна Грачева, менеджер юридического департамента рекрутинговой компании Antal Russia.

Среди остальных представителей десятки стоит выделить медицинских представителей. Во-первых, в связи со стрессовыми условиями в стране в целом растет спрос на медицинские услуги, а значит, и на специалистов, их продвигающих. Во-вторых, это редкие специалисты. Они должны иметь медицинское образование, знать английский язык (этому, кстати, не обучают в медуниверситетах) и уметь работать в продажах.