Фреоном займется суд

Вчера руководство Амурского судостроительного завода заявило, что готовит иск к поставщикам токсичного фреона, 8 ноября минувшего года погубившего 20 человек на атомном подводном крейсере "Нерпа" во время несанкционированного срабатывания системы объемного пожаротушения. Производитель оказавшегося ядовитым вещества пока неизвестен. Однако "Труд" еще 11 ноября предположил, что людей убил именно дешевый и некачественный фреон. Скорее всего, он был закуплен в Китае.

Трагедия произошла в Тихом океане во время ходовых испытаний "Нерпы". Атомоход, заложенный в Комсомольске-на-Амуре еще в 1986 году, за 650 млн. долларов под именем Chakra планировали передать в аренду ВМС Индии. Причем по контракту сделать это следовало еще в 2007 году. Однако из-за недостаточного финансирования сроки сдачи корабли не раз переносили.

27 октября крейсер прибыл на сдаточную базу в Приморье, а затем отправился на ходовые испытания. На борту вместе с экипажем находились и члены заводской сдаточной команды. Всего 208 человек - втрое больше положенного по штату.

В 20.30 в носовых отсеках неожиданно включилась система объемного химического пожаротушения (ЛОХ) и хлынул фреон. Это соединение может быстро вытеснять из помещения кислород и тем способствует укрощению огня. Но одновременно у моряков постепенно возникает удушье. Поэтому им предписано немедленно включаться в портативные дыхательные аппараты, которые в море обязан иметь каждый. В штатной ситуации на это отводится 2-3 минуты, что вполне безопасно. Но на "Нерпе" оказался не обычный малотоксичный фреон-114В2 (тетрафтордибромэтан), а ядовитый тетрахлорэтилен. В итоге погибли 17 гражданских специалистов и 3 военных моряка. Еще 41 человек был срочно доставлен в госпиталь.

Следствие быстро установило, что ЛОХ сработала потому, что накануне трюмный матрос Дмитрий Гробов неверно отрегулировал датчик температуры воздуха в отсеке и небольшой перегрев система приняла за пожар. Матроса взяли под стражу. Однако по чьей вине в отсеках оказался опасный газ?

По горячим следам "Труд" написал: "Один из бывших командиров атомоходов высказал важную, как представляется, версию. По его словам, на "Нерпе" был фреон китайского производства. Его в последнее время из-за дешевизны стали закупать наши производители". Судя по всему, теперь к той же мысли склоняется и следствие. Однако пока известен лишь поставщик фреона, против которого заводчане и готовят иск. Но до того партия газа прошла цепочку посредников. Чтобы установить производителя фреона, потребуется дополнительное время.

Индусы в "Нерпе" не разочаровались

Вчера на судоремонтный завод "Восток", на котором стоит "Нерпа", прибыла комиссия из Дели. Она должна оценить состояние атомохода. Случившаяся в ноябре трагедия не повлияла на планы индусов взять корабль в аренду на 10 лет. Ведь с ним боевой потенциал ВМС Индии существенно возрастет. Достоинства российских атомных подводных крейсеров проекта 971, к которым относится "Нерпа", признают и на Западе. Они одни из самых малошумных в мире, вооружены 8 торпедными аппаратами, а также крылатыми ракетами "Гранат" с дальностью стрельбы до 3 тыс. километров, способными нести ядерный боезаряд.

Справка "Труда"

Тетрахлорэтилен беспощаден


Cl2C=CCl2 - такова формула тетрахлорэтилена (или перхлорэтилена), бесцветной жидкости с резким запахом эфира. При нагревании вещество разлагается с образованием токсичных и едких паров, которые, попадая в организм через легкие, губительно влияют на центральную нервную систему, печень, почки. Иногда смерть наступает внезапно.

С2BR2F4 - такова формула тетрафтордибромэтана (или хладона 114B2), тяжелой прозрачной бесцветной жидкости, предназначенной для тушения пожаров различных классов, в том числе пожаров оборудования под электрическим напряжением. Вещество малотоксично и не требует особых мер предосторожности.