«На перекладных»: капитан «Норда» рассказал о своем побеге с Украины

Крымчанин Владимир Горбенко, с марта прошлого года фактически находившийся в украинском плену, нашел способ вернуться домой 

Капитан рыболовецкого сейнера «Норд» Владимир Горбенко, с марта прошлого года удерживавшийся украинскими властями, благополучно вернулся домой. Первой о возвращении моряка журналистам сообщила его мать, Евгения Горбенко.

Вскоре эту информацию подтвердила и Анна Шевелева, представитель судовладельца керченского Рыбколхоза имени Первого мая. «Его возвращение — его личный успешный проект. Чувствует себя не очень и просит его простить: как только будет готов, все всем расскажет», – рассказала Шевелева РИА «Новости».

Еще через несколько часов журналистам удалось пообщаться с самим Владимиром. В ходе интервью мужчина рассказал, как ему удалось покинуть территорию государства, где он проходил обвиняемым по уголовному делу и жил в ожидании суда.

История затянувшейся провокации

Сейнер «Норд» был захвачен украинским военным кораблем в марте прошлого года. Захват был произведен в нейтральных водах Азовского моря.

Все десять членов экипажа сейнера имели российские паспорта. При этом моряки не стали оказывать сопротивления, поскольку были уверены, что никаких законов и правил не нарушали, а потому их просто не за что задерживать.

«Я честно исполнял обязанности капитана судна, ловил рыбу с разрешения, этим промыслом я занимаюсь не первый год», – позже вспоминал Горбенко. Однако украинские силовики считали иначе. По некоторым данным, перед ними изначально была поставлена задача задержать рыболовецкое судно из Крыма.

Захваченный «Норд» привели в порт Бердянск. Девятерых моряков оштрафовали – якобы за незаконное пересечение границы, - а в отношении Горбенко завели уголовное дело. Остальные члены экипажа хоть и были формально свободны, но покинуть территорию Украины не могли, так как украинские правоохранители отобрали у них российские паспорта.

Российское консульство оперативно оформило им новые документы, однако покинуть территорию Незалежной удалось только двоим. В их документах написание имен отличалось от украинских исходников; кроме того, мужчины поступили осмотрительно: они изначально вылетели в Минск и лишь затем отправились в Крым.

Оставшихся семерых моряков и капитана украинские правоохранители принялись обрабатывать методами психологического давления. От них требовали признать, что они являются гражданами Украины, и обещали в этом случае отпустить в Крым по украинским же паспортам. Однако ни один из россиян на эту сделку не пошел. Возможно, это и спасло моряков от длительных тюремных сроков: ведь признание себя украинцами автоматически отсекало их от консульской помощи со стороны РФ, а кроме того закладывало фундамент для выдвижения обвинения в государственной измене.

Примечательно, что и начало уголовного преследования Горбенко выглядело как странная провокация: мужчину выманили с корабля, похитили и за пределами города, в остановившейся на обочине дороги машине предъявили обвинение. Похищение россиянина не осталось незамеченным, и российские дипломаты начали выяснять, куда же делся российский гражданин.

В октябре прошлого года Россия обменяла остававшихся на Украине семерых моряков «Норда» на экипаж украинского рыболовецкого судна «ЯМК-0041», моряки которого незаконно ловили рыбу в крымских водах. В плену остался один Горбенко.

Разрешенный побег?

История с захватом «Норда», систематическое нарушение прав экипажа, нарочитое игнорирование имеющегося у задержанных моряков иностранного гражданства – все это выглядело так, что, вероятно, украинские власти и сами не  захотели доводить дело до суда. После недолгого пребывания в СИЗО Владимиру разрешили освободиться под залог и жить на съемной квартире. Позже за ним была установлена наружная слежка; в районе, где он снимал дом, постоянно дежурили «чужие» машины, что заставляло нервничать местных жителей.

1 февраля нынешнего года стало известно, что Горбенко пропал. При этом украинские правоохранители не знали о его местонахождении с 26 января. Исчезновение россиянина вызвало широкий резонанс, в СМИ появились предположения, что россиянин похищен Службой безопасности Украины или же убит украинскими националистами. В результате украинская милиция даже возбудила уголовное дело об убийстве Горбенко. Однако на самом деле капитан был жив, и более того – находился на пути к свободе.

По словам Владимира, он в какой-то момент решил вернуться на родину, никого не предупреждая. К этому моменту у него был на руках российский паспорт, а также постановление прокуратуры, отменившей ограничения на выезд в Крым. Мужчина воспользовался моментом, когда следившие за ним СБУшники отвлеклись, и на перекладных добрался из Мелитополя до пропускного пункта Чаплынка, где и перешел границу по имевшимся документам.

«Решение суда у меня на руках было, в котором четко написано, что в продлении решения о запрете (на пересечение границы) отказано прокуратурой, то есть его нет в наличии», – рассказал Владимир телеканалу «Россия 24».

По словам россиянина, возвращаться на территорию Украины он не собирается, хотя и согласен участвовать в заседаниях суда дистанционно.