ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ "ДИКТАТУРА ЗАКОНА"?

Недавно в Москве состоялся "круглый стол" на тему "Правовые предпосылки неправового передела собственности". Разговор шел об участившихся в последнее время случаях захвата различных предприятий. Проблема обсуждалась как непосредственно участниками конфликтов, так и представителями соответствующих судебных органов. По мнению большинства собравшихся, зачастую подобные столкновения непосредственно не обусловлены желанием завладеть контрольным пакетом акций предприятий. Основная цель - пост генерального директора, который по российскому законодательству обладает широкими полномочиями и весьма ограниченной ответственностью перед собственниками предприятия за свою деятельность. Судья Высшего арбитражного суда Сергей Савкин считает, что судебная система России работает достаточно эффективно, хотя и не без недостатков. В целом же каждая конкретная ситуация требует индивидуального разбирательства.

Поводом для одного из таких конфликтов, получивших широкую общественную огласку (об этом, в частности, неоднократно писала и наша газета), стало смещение со своих постов в январе этого года генерального директора Качканарского горно-обогатительного комбината (ГОК) Джалола Хайдарова и председателя совета директоров Дамира Гареева. Отстраненные руководители в начале марта в придорожном лесу в 10 километрах от Качканара провели внеочередное собрание акционеров ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий" под руководством Хайдарова. По итогам голосования был избран новый совет директоров комбината, основной задачей которого является смещение нынешнего генерального директора ГОКа Андрея Козицына. В собрании не принимал участия министр промышленности правительства Свердловской области (обладающей золотой акцией ГОКа) Семен Барков, впоследствии заявивший, что не уверен в законности переизбрания нынешнего совета директоров.
Дело в том, что, в соответствии с решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 февраля 2000 года, созывать и проводить собрания акционеров комбината запрещено. Такое решение обусловлено необходимостью выяснения законности приобретения Хайдаровым и Гареевым 70% акций предприятия. Представители Уральской горно-металлургической компании (УГМК) - владельца основного пакета акций предприятия - считают, что их просто обворовали недобросовестные менеджеры. Об этом они не раз открыто заявляли в печати. Используя оффшорные посреднические фирмы, Хайдаров и Гареев, по их мнению, наживались на разнице цен при перепродаже продукции комбината непосредственным потребителям. За 1999 год прибыль ловких управленцев составила порядка 1,3 млрд. рублей. Средняя же зарплата на предприятии в это время не превышала 1300-1600 рублей. При общем подъеме в металлургической отрасли России балансовая прибыль комбината снизилась в пять раз.
Бывший генеральный директор Хайдаров уволил с предприятия 500 ремонтников. Результаты не замедлили сказаться: на комбинате прорвало дамбу отстойника грязной воды с отходами производства. Ядовитые стоки залили окрестные леса и поселки, и только по счастливой случайности не были затоплены цеха предприятия. Это грозило полной остановкой всего производственного цикла комбината и экологической катастрофой для региона.
Такое положение дел не могло оставить равнодушным правительство Свердловской области (владельца "золотой акции" предприятия, обладающего правом вето на любое решение руководства) и администрацию города Качканар. Тем более что городской бюджет, на 75% формируемый за счет ГОКа, уже давно испытывал острую нехватку средств. В январе решением большинства голосов совета директоров АО "Ванадий" на комбинат был назначен новый генеральный директор Андрей Козицын. В первую очередь он заключил между городом и предприятием договор о сотрудничестве в социальной сфере. Уже в феврале на 30% повышена заработная плата работникам комбината, в марте она поднялась еще на 30%, подписано распоряжение о дальнейшем поэтапном 10% росте зарплаты до июня. Были прекращены все отношения со всевозможными посредниками.
За короткий период в городе спала социальная напряженность, была обеспечена стабильная работа предприятия. Однако остаются серьезные разногласия с бывшими управленцами комбината.
Вот как видит и истолковывает причины и развитие конфликта новое руководство комбината. Определенная часть денег, полученных в результате спекулятивных операций, вкладывалась Хайдаровым и Гареевым в общественно-политическое движение "Май". Организатором и идейным вдохновителем этой организации называется генеральный директор Серовского металлургического завода, с которым недавние управленцы ГОКа поддерживали тесные связи. Продукция Качканарского ГОКа отгружалась в Серов практически бесплатно, обеспечивая немалые зарплаты "майцам", которые числятся на Серовском заводе рабочими. Естественно, что после январского назначения нового генерального директора ГОКа в поддержку прежних управленцев выступили так называемые "рабочие" из "Мая", попытавшись силой захватить здание заводоуправления и городской мэрии. Однако власти Качканара не растерялись при таком развитии событий, и несанкционированные выступления были пресечены.
Потерпев первое поражение, Хайдаров решил более основательно подготовиться к штурму предприятия. Формальным поводом прибытия в город большой группы людей было объявлено желание провести внеочередное собрание акционеров. По заявлениям качканарских источников, из Москвы в Екатеринбург 4 марта 2000 года вылетел военно-транспортный самолет, на борту которого находилось два бронированных "мерседеса" с дагестанскими номерами (возможно, вклад в общее дело "авторитетных" земляков Д. Гареева). Параллельным курсом стартовал чартерный лайнер гражданской авиации с делегацией из 80 человек - участников планируемого под руководством Джалола Хайдарова мероприятия. Одновременно из города Серова в сторону Качканара двинулась группа из 60 лыжников - штурмовиков все той же экстремистской организации "Май". Не вызывает сомнений, что такая масштабная акция преследовала цель насильственного захвата ГОКа и свержения его нового руководства. Достаточно сказать, что по закону собрание акционеров можно было бы провести в той же Москве или любом другом месте, избежав при этом столь впечатляющих затрат.
Итог операции общеизвестен. Администрацией Качканара были приняты чрезвычайные меры с целью недопущения очередных беспорядков, подобных январским: броневой дивизион Хайдарова был остановлен в 10 километрах от города. И тогда прямо в придорожном лесочке было проведено внеочередное "собрание акционеров", избравшее "новый совет директоров" комбината.
Законность подобного решения можно поставить под сомнение: ведь участники собрания голосовали акциями, арестованными по решению Качканарского городского суда до выяснения способов их приобретения. 29 февраля Свердловский арбитражный суд вынес определение о запрещении созыва общего собрания акционеров ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий" впредь до окончания следствия.
И если на сегодняшний день Хайдарову с Гареевым не удался насильственный захват ГОКа, то в целом ситуация приобрела, безусловно, скандальный оттенок. Кому это на руку - ответить не столь уж затруднительно.