ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: В РОССИИ НЕ ВСЕ ПЛОХО. НАПРИМЕР, МАРИИНКА...

- Ну что - споем? - Валерий Гергиев, художественный руководитель и дирижер Мариинского театра,

- Ну что - споем? - Валерий Гергиев, художественный руководитель и дирижер Мариинского театра, хитро глянул на меня. - Но только, чур, на два голоса.
Я никак не ожидала подобного предложения от знаменитого маэстро и растерялась. Согласиться? Да если бы Бог дал голос!
- Я пошутил. Просто этот зал предназначен у нас для репетиций вокалистов. Здесь великолепная акустика. К тому же уютно. Устраиваем своего рода домашние концерты - для гостей, в честь юбилея того или иного артиста...
На этот раз праздник был у всех сотрудников Мариинки: Всемирный банк предоставил театру грант в размере 150 тысяч долларов на создание собственной мультимедиастудии.
- Об этой студии мы мечтали давно, - говорит Гергиев. - Ее создание - вопрос, что называется, животрепещущий. По всему миру уже не один год "гуляют" аудио- и видеокассеты с записями солистов оперы и балета нашего коллектива, выпущенные российскими и иностранными компаниями. Не хочу сказать, что все они "не того" качества. Однако сам театр, передавая фирмам права на тиражирование дисков, недополучает огромные суммы. А ведь благодаря им мы могли бы быть менее зависимы от бюджетного финансирования.
- Зато, наверное, помогают поправить дела гастроли, ведь Мариинский, похоже, самый "востребованный" в мире российский музыкальный театр.
- Для меня главное даже не это, а то, что нас воспринимают "визитной карточкой" нашей Родины, ее культуры. На наши выступления приходят как рядовые любители оперы и балета, так и политики первой величины, а то и принцы, короли, шейхи. Нередко мне задают вопрос: почему так мало пропагандируете свое искусство? Если Россия располагает такими талантами, это великая страна!.. Я понял: нужно обязательно расширять нашу аудиторию. Можно же, к примеру, организовать прямую трансляцию концерта или спектакля - с помощью, например, Интернета, открыв свой специализированный музыкальный сайт.
- По-моему, такие трансляции уже были?
- В июне прошлого года мы провели несколько пробных Интернет-концертов. Они вызвали огромный интерес. До сих пор получаю предложения из-за рубежа повторить их. Теперь, получив грант, мы сможем организовать собственную студию, закупить современное оборудование и постоянно "питать" нашей музыкой ценителей по всему миру.
- Правда ли, что среди наиболее активных ваших почитателей - китайцы?
- Представьте себе: в этой стране, где нет своих Чайковских, Верди, Моцартов, делают в последние годы все возможное для популяризации классической музыки. Собираются построить самый большой в мире оперный театр! Уже и проект имеется. Конечно, можно над этим и посмеяться. Но не лучше ли нам поучиться у них серьезному отношению к тому, что называют духовной культурой? Когда мы там выступили, первый отзыв, который я услышал, был: "А говорят, что в России все плохо!.." Мы сейчас готовим специальную программу для трансляции по Интернету. Благодаря "всемирной паутине" аудитория Мариинского театра в Китайской Народной Республике составит как минимум сто миллионов человек. Согласитесь, есть ради чего стараться.
Беседа с Валерием Гергиевым состоялась незадолго до премьеры в Мариинском оперы Сергея Прокофьева "Война и мир" - первой премьеры 2000 года. Грандиозный проект - и по сумме затраченных на него средств, и по числу действующих лиц - маэстро осуществил вместе с режиссером Андреем Кончаловским. Декорации, изготовленные по эскизам художника Георгия Цыпина, "тянут" на то, чтобы быть упомянутыми в Книге рекордов Гиннесса: гигантский планшет, на котором метафорично изображено возвышенное (бал) и земное (поле боя), создавался мастерами трех стран - США, Италии и России, при том что в самой России, на сцене Мариинки, состоятся всего три спектакля. Еще один рекорд, уже для гипотетической российской книги достижений, - цена на билеты. Она колеблется от 900 до 7,5 тысячи рублей.
- Понимаю, что подобные суммы не по карману многим нашим зрителям, - объясняет Валерий Абисалович. - Однако иного выхода не было, постановка действительно очень дорогая. "Попроще" - был бы совсем другой спектакль, не тот, каким задумывал его Прокофьев.
- Вы ведь не в первый раз обращаетесь в своем творчестве к этой опере?
- В 1977 году я дебютировал на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра постановкой именно "Войны и мира". Прокофьева вообще считаю величайшим композитором современности. Но его музыка, в частности оперная, до сих пор остается малоизвестной. Потому для меня особенно важно познакомить с ней слушателей.
- Вы уже создали своеобразную антологию творчества этого композитора. В репертуаре вашего театра его "Любовь к трем апельсинам", "Игрок", "Семен Котко" - номинированный, кстати, на "Золотую маску-99"...
- В конце прошлого года мы представили также раннюю работу композитора - оперу "Маддалена". Ее исполнили в концертном варианте артисты нашей Академии молодых певцов, уже несколько лет существующей при театре. Успех был большой.
Произведения Сергея Прокофьева вошли и в программу симфонических концертов театра, проводимых под руководством дирижера Гергиева в рамках возрождаемых Шереметевских вечеров. Идея самих вечеров принадлежит руководителю Петербургского камерного хора Николаю Корневу. Как-то в разговоре с Гергиевым он упомянул о "Музыкально-историческом обществе" графа Шереметева, проводившем в прошлом веке просветительские концерты в залах Городской думы и Петербургского дворянского собрания. Играли тогда музыку как старых мастеров, так и современную. Гергиев идею поддержал. В конце февраля, спустя более ста лет, благодаря оркестру Мариинки о Шереметевских вечерах вновь заговорил весь город.
- Будем продолжать такие концерты, - комментирует Валерий Абисалович. - Они нашли отклик у слушателей. Мы сыграли уже программы из сочинений Прокофьева, Малера. Свою новую работу предложил нам грузинский композитор Гия Канчели. Впереди - исполнение музыки Софьи Губайдулиной. И, конечно, старая добрая классика.
...Завершился наш разговор с прославленным дирижером под звон бокалов с шампанским, доставленным питерскими меценатами, - надо же отметить получение гранта! "За успех ваших начинаний!" - сказала Гергиеву. "За возрождение России, в том числе с помощью культуры!" - последовал серьезный ответ.