ТЕЛЕФОННАЯ "ПОВРЕМЕНКА": ЭТАП ЗА ЭТАПОМ

Повременная оплата услуг местной связи будет вводиться в каждом регионе РФ индивидуально, в зависимости от технической и организационной готовности. Об этом сообщил министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман на состоявшейся на днях пресс-конференции. По его словам, нельзя говорить о единовременном вводе "повременки" по всей территории РФ.

На самом деле уже сейчас определенный опыт "повременки" в России есть. Система повременного учета уже действует более чем в 80 населенных пунктах страны, среди которых Воронеж, Кемерово, Новокузнецк, Нижний Новгород, Пермь, Тюмень, Ярославль, некоторые районы Ленинградской области, а также Москва - в части организаций, расположенных в пределах Садового кольца. Те, кто реально столкнулся с "повременкой", не жалуются. Объясняется это просто: как показал анализ, проведенный специалистами Минсвязи России, при "повременке" более 50 процентов абонентов квартирного сектора ежемесячно оплачивают услуги телефонной связи в размере, меньшем абонентской платы за пользование телефоном.
Оценивая предполагаемые финансовые результаты перехода на повременную оплату, Леонид Рейман заявил: на первом этапе операторы связи могут не только не получить дополнительных доходов, но при этом вероятно даже некоторое снижение финансовых поступлений от предоставления услуг местной связи. Второй же этап данного процесса, который Леонид Рейман охарактеризовал как более стабильную фазу, предполагает повышение доходов связистов до прежнего, "доповременного" уровня.
Министр подтвердил, что после введения "повременки" размер оплаты за услуги местной связи для большей части абонентов не только не увеличивается, но в ряде случаев даже заметно уменьшается. Такие выводы основаны на изучении опыта тех регионов, где "повременка" работает уже сейчас. Увеличение платы при вводе "повременки" происходит за счет активной части пользователей. Они, по логике, и должны платить за пользование домашними телефонами больше, используя их, среди прочего, и для извлечения прибыли.
Очевидно, что вопрос "повременки" появился не сам собой. Он стал столь важен из-за того, что отрасль связи, во всем мире "вытягивающая" на себе все остальные отрасли экономики, идущая как бы в ее авангарде, в нашей стране почему-то и сама находится в далеко не лучшем финансовом положении. Отвечая на вопрос о росте тарифов за пользование телефонной связью, Леонид Рейман напомнил, что во всем мире существует практика: действующие тарифы на услуги связи должны возмещать себестоимость услуг и тем самым обеспечивать дальнейшее развитие сети. Но в России даже после всех повышений нет регионов, где тарифы были бы выше себестоимости, в среднем их уровень доходит до 70-80 процентов. Само же повышение тарифов производится только в том случае, когда эта мера является неизбежной.
В определенной степени решить эти проблемы можно, вводя "повременку". Тогда и социальная справедливость будет соблюдена - ведь те же пенсионеры, по расчетам, станут платить меньше, и связисты смогут вздохнуть чуть свободнее.
То, что "повременка" не должна повлечь за собой резкого роста финансовой нагрузки на большинство слоев населения, - жесткая позиция Минсвязи. Параллельно с введением "повременки" министерство рассчитывает добиться снижения тарифов по ряду услуг связи.
Например, речь идет о дальней связи - междугородной и международной. На пресс-конференции министр объявил о продолжении усилий по поэтапной демонополизации российского оператора дальней связи ОАО "Ростелеком", которая, впрочем, будет производиться в течение длительного времени, поскольку сейчас не существует альтернативного оператора, обладающего аналогичной системой пропуска телефонного междугородного и международного телефонного трафика.
Леонид Рейман привел в пример американский опыт, где в ходе демонополизации национального оператора дальней связи доля альтернативных операторов постепенно повышалась от 20 процентов и выше с интервалом через год. Если нам удастся пойти по такому же пути, есть неплохой шанс, что тарифы на "межгород" станут более доступными.