АВТОМОБИЛЬ УЕХАЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Как бы там ни было, а автоугоны у нас теперь превратились в российскую головную боль. И случай

Как бы там ни было, а автоугоны у нас теперь превратились в российскую головную боль. И случай с "раскулачиванием" самого известного автомобилиста-сатирика, к сожалению, не только расширил круг пессимистов, но и еще раз заставил всех нас вновь вспомнить о застарелой проблеме: автомобильные воры не дремлют!
На поиски угнанного новенького джипа сатирика были брошены лучшие силы милиции. И что же? Я позвонил прокурору Южного административного округа столицы Александру Штукатурову - именно здесь было возбуждено уголовное дело. На мой вопрос, как идет расследование, прокурор ответил: "По делу арестовано несколько человек. Всем им предъявлено обвинение." - "А что с джипом? Его нашли наконец?" - "Пока еще нет. Работаем над этим."
С того злополучного вечера 5 января прошло уже больше двух месяцев. В прессе успело появиться бесчисленное множество сообщений о том, что автомобиль Жванецкого наконец-то найден. Его "обнаруживали" то в Москве, то в Ингушетии, то еще где-то. Но в конце концов все бодрые известия оказывались обыкновенными газетными "утками". И в зеркале всероссийского общественного мнения все ярче и ярче стала просвечивать совсем не смешная проблема: уж если Михаилу Жванецкому милиция не смогла помочь - чего же тогда ждать рядовым автомобилистам?
Как подсчитано аналитиками Интерпола, каждые 10 секунд в мире угоняется один автомобиль. Ежегодная прибыль воров составляет более двух десятков миллиардов долларов. Бизнес на уровне богатейших мировых фирм.
А вот уровень раскрываемости подобных преступлений не очень высок не только у нас. В России, как считается, раскрываемость средняя - около 20 процентов. Для сравнения: немцам удается "поднять" 27 процентов подобных преступлений, а вот итальянцам - всего 9 процентов.
Ситуация с автомобилем Михал Михалыча, как говорят, осложнена еще и вот чем. Аналитики ссылаются на то, что бандиты сами признались: "Не слышали, кто такой Жванецкий". По столице, кстати, продолжает ходить легенда: авторитеты московского криминального мира якобы договорились не красть автомобили у звезд искусства и самых известных людей - с ними потом хлопот не оберешься. И шум-то на всю ивановскую, и милиция их прилежней ищет. Вот по всем параметрам и выходит, что с сатириком чужаки поработали.
Между тем, если опираться на факты, в Москве таких крутых гастролеров чрезвычайно много, поскольку среди пострадавших от угонщиков числится тьма известных личностей. Так, у телезвезды Валдиса Пельша украли джип. Как, впрочем, и у певицы Натальи Ветлицкой. У актера Александра Абдулова и певицы Ирины Аллегровой железных коней крали по два раза. Не повезло с джипом и народному артисту Валерию Леонтьеву, оставили без колес эстрадную звезду Владимира Винокура. У актрисы Татьяны Васильевой угнали БМВ, у Лидии Федосеевой-Шукшиной -сначала "Волгу", а затем "Жигули". У исполнительницы главной роли "интердевочки" в одноименном кинофильме Елены Яковлевой - "девятку"...
Перечислить здесь все имена одних только столичных звезд, пострадавших от криминального произвола автомафии, нет никакой возможности. Похоже, гораздо проще назвать тех, кто не стал жертвами коварных угонщиков. Одно ясно: эта опасность подстерегает всех - и знаменитостей, и простых обывателей.
Дискуссия о том, как прекратить это безобразие или, по меньшей мере, ослабить эпидемию угонов, в России продолжается вот уже много лет. И первое, что многим приходит на ум: надо существенно ужесточить наказания.
Современная судебная практика говорит: если обвинителю все же удается доказать, что подсудимый действительно хотел украсть чужой автомобиль, а не просто покатать на нем знакомых девчонок, приговор "потянет" на 2-4 года. Не больше. Хотя если следовать формально присутствующим статьям в Уголовном кодексе - теоретически преступник может схлопотать за подобные художества и до 10 лет.
Но это только в теории. На суде в самом невыгодном положении находится обвинение. Попробуйте убедить судью, что у обвиняемых налицо были именно все признаки злодейского замысла - украсть, продать, покалечить владельца... Это почти так же сложно, как доказать теорему Ферма. Обвиняемые обычно говорят одно и то же: "Какой такой угон? Да по пьянке мы, просто покататься захотели. Вы что же - нам не верите?"
Кстати, случается, что по тем или иным причинам собственники автомобилей не всегда сообщают о пропаже. Кто-то надеется решить проблему посредством своих связей с криминальным миром, а для кого-то угнанный "Жигуль" не такая уж и большая утрата. Но в любом случае это будет еще один неофициальный довесок в угонный реестр. По стране таких "довесков" набирается великое множество.
Ко всему прочему, за последнее время несколько изменилась и сама картина автомобильных краж. Особый криминальный интерес все больше стали вызывать наиболее дорогие машины. Речь идет об иномарках стоимостью более 50 тысяч долларов. Новую дорогую иномарку преступники нередко "пасут" прямо от дверей автомагазина.
И все же, если у вас-таки угнали автомобиль, что делать? Первое: чаще всего милиция объявляет план "Перехват" только тогда, когда с момента угона не прошло более получаса. А если вы будете целый день раздумывать, сообщить ли о ЧП в милицию, считайте, что эффективность поисков будет минимальная. И второе: как бы вы ни были пессимистично настроены по отношению к милиции и ее возможностям, заявление в отделение лучше все-таки написать. Хотя бы для того, чтобы воровской автобеспредел был зафиксирован.