В ОЖИДАНИИ РЕФЕРЕНДУМА

Как относятся к важнейшему политическому событию чеченцы? Ответить на этот вопрос корреспондент "Труда" попросил двоих весьма известных представителей чеченской диаспоры в Москве, российских политиков.

Джабраил ГАКАЕВ, председатель координационного совета чеченских культурных и общественных организаций:
- Референдум призван оздоровить обстановку в республике, хотя его базовые параметры, на мой взгляд, могли бы быть основательнее. Мне кажется, что могло быть больше вариантов для выбора, более жесткая постановка вопросов - "да" или "нет". Но хорошо уже то, что что-то сделано и сейчас пошел необратимый процесс. Референдум позволяет выйти из нынешнего тупикового состояния, это главное. И если дальнейшие действия властей будут направлены в то же русло, процесс стабилизации в республике наберет силу.
Поэтому мы призываем всех чеченцев пойти на референдум. Это позволит наконец-то передать власть гражданскому правительству, вывести войска, провести выборы. Хотя, еще раз замечу, все же можно было заложить более основательный фундамент для новых долгосрочных, конструктивных процессов между федеральным центром и Чечней.
Сейчас очень многое зависит от того, примут ли люди массовое участие в референдуме. Федеральный центр должен приложить максимум усилий для привлечения всех групп чеченского общества к участию в этой акции. Необходимо постараться включить в процесс все организованные общественные группы. Если это удастся, то результат референдума станет общепризнанным, и можно будет начать восстановление конституционного строя в Чечне.
Руслан ХАСБУЛАТОВ, экс-председатель Верховного Совета РФ:
- Мне думается, подобные акции проводятся тогда, когда общество находится в состоянии стабилизации, когда идет созидательный процесс... В свое время я говорил Завгаеву: "Не узаконивай себя, не мешай переговорам. Ты - глава временной администрации". Он поступил по-своему и в результате слетел с поста через четыре месяца.
Не повторяется ли та же ситуация? Я лично считаю, что необходим все же диалог с Масхадовым. Нужно понять, что Чечня будет действовать в рамках российского законодательства, но с правами, так сказать, "особого субъекта". Это должна быть парламентская республика. Необходимо, на мой взгляд, отказаться от поста президента. Иначе любой дорвавшийся до высшей власти в республике будет себя ощущать полновластным хозяином.