ДОТЯНЕТ ЛИ МАСХАДОВ ДО "ЗЕЛЕНИ"?

"Министр обороны" Ичкерии Магомед Хамбиев сложил оружие и сдался властям Чеченской республики. Это произошло в понедельник в селении Центорой, где он предстал перед сотрудниками службы безопасности президента Чечни. По словам Хамбиева, свое решение он принял с учетом последних событий в республике и "во избежание потерь среди мирного населения". При сдаче он отдал свой именной пистолет и пояс с боекомплектом.

Ситуацию в Чечне комментирует начальник УФСБ по Чеченской республике генерал-майор Юрий РОЖИН:
- В определенной степени сдача оружия ближайшими сподвижниками Аслана Масхадова - это, конечно, его личный крах, сильнейший удар по его престижу и дальнейшим планам. Хотя, справедливости ради, хочу отметить, что лидер сепаратистов давно уже не оказывает прежнего влияния ни на боевиков, ни на население республики.
Явка с повинной Хамбиева и его заместителя Харона Бибулатова, кроме всего прочего, причинила Масхадову огромный психологический ущерб. Раньше он мог воображать себя в роли лидера, в подчинении которого есть даже министр обороны. Теперь же лишился самого преданного союзника.
На какое-то время бандитские главари будут выбиты из колеи: уничтожен целый ряд известных полевых командиров, к примеру Гелаев. Но полного прекращения бандитских и террористических действий в ближайшее время ожидать не приходится. Главная причина - все еще имеющаяся в республике питательная почва для незаконных вооруженных формирований. Определенная часть населения, особенно та, чьи семьи потеряли своих родных и близких, тайно или явно поддерживает боевиков, дает им пищу и кров. Кроме того, банды регулярно пополняются за счет молодежи. В условиях хозяйственной разрухи, отсутствия достаточного количества рабочих мест, возможности заниматься учебой, спортом, другими полезными делами многие молодые чеченцы за плату берут в руки автоматы.
В истории с явкой с повинной Хамбиева тоже не все так просто. Во-первых, добровольная явка была оформлена лишь после того, как его задержали, а во-вторых, груз вины бывшего "министра обороны" еще нужно точно определить. Это ведь не рядовой боевик, а политическая фигура, оказывавшая, надо полагать, немалое влияние на ход общего сопротивления бандформирований федеральным силам.
В случае с Хамбиевым, конечно, есть элемент политической интриги. Отказ крупного полевого командира от дальнейшей вооруженной борьбы как бы вознаграждается предоставлением свободы, возможностью начать новую жизнь. Его пример - другим наука... И все же, на мой взгляд, принцип неотвратимости наказания за серьезные преступления должен превалировать над другими соображениями.
Что же касается бегающих еще по горам наиболее опасных главарей террористов, то соответствующую работу по их уничтожению мы ведем, в течение нескольких ближайших месяцев многие из них будут нейтрализованы. На это брошены значительные силы.
По некоторым данным, Масхадов весьма пессимистично смотрит на свое будущее и готов или скрыться в дальнем зарубежье или даже сдаться российским властям. Ближайшее будущее покажет, какой вариант он выберет.
Басаев же верен себе. Он разрабатывает планы проведения крупных терактов за пределами Чечни. Для этого уже наладил определенные структуры в соседних республиках и даже в некоторых центральных регионах России. Так что этот кровавый бандит по-прежнему очень опасен.