КОМАНДА

Таких кардинальных преобразований не было в нашей стране в течение десятилетий. Прежде всего

Таких кардинальных преобразований не было в нашей стране в течение десятилетий. Прежде всего меняются основополагающие принципы управления.
Вместо громоздких, "всеобъемлющих" в своей сфере министерств вводится четкая трехуровневая система управления: одни ведомства устанавливают правила игры, другие выполняют их, третьи осуществляют надзор. Органы власти теперь, образно говоря, распределены по трем "этажам": федеральные министерства - федеральные службы - федеральные агентства.
Министерство определяет государственную политику в своей области, готовит проекты законов, занимается координацией и контролем деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Министр утверждает им ежегодный план, показатели деятельности, отчеты и т.д. Федеральная служба наделена функциями контроля и надзора. Это очень важное звено, которое должно восполнить имевшиеся до последнего времени здесь существенные пробелы. И, наконец, федеральное агентство - оно оказывает государственные услуги, имеющие, как сказано в указе президента, "исключительную общественную значимость". Проще говоря, является "эксплуатационным" органом, в том числе занимается финансированием, а также ведет реестры, регистры, кадастры.
Такая структура позволит существенно повысить эффективность всей системы управления, избавиться от параллелизма и дублирования, отстроить жесткую управленческую вертикаль без бюрократических пробуксовок и промежуточных звеньев. Резко повышается ответственность за порученное дело. Всего сейчас в системе федеральных органов исполнительной власти 28 агентств, 34 службы и 14 министерств. Президент осуществляет руководство деятельностью пяти министерств - МВД, МЧС, МИД, Минобороны и Минюста (в их ведении - семь служб и одно агентство), а также "силовыми" службами - внешней разведки, ФСБ, по контролю за оборотом наркотических средств, ФСО и других.
В ходе реорганизации были ликвидированы 13 министерств, 5 созданы на базе упраздненных, одно - МНС - преобразовано в Федеральную налоговую службу. Говоря о персоналиях, наблюдатели отмечают усиление экономического блока в новом правительстве. Теперь к сторонникам либеральных рыночных реформ - Алексею Кудрину, Герману Грефу - присоединился блестящий специалист Александр Жуков, который стал первым и единственным вице-премьером. Вообще можно считать, что в нынешнем кабинете министров собралась команда единомышленников.
Рыночной ориентации придерживается и Михаил Зурабов - новый министр здравоохранения и социального развития, которому, в частности, предстоит проведение нелегких реформ в здравоохранении. При предыдущем министре Юрии Шевченко эти реформы в течение нескольких лет непрерывно буксовали (немалую долю ответственности за это должен взять на себя и бывший премьер Касьянов). Было потеряно немало времени. Теперь предстоит наверстывать упущенное. Вообще перед новым министром стоят очень трудные и ответственные задачи, ибо он отвечает практически за весь социальный блок, включая вопросы труда, занятости, защиты прав потребителей... Между тем опыт проведения Зурабовым пенсионной реформы оставляет мало поводов для оптимизма. Хотелось бы надеяться, что на новом поприще дела пойдут значительно лучше.
На один из ключевых постов в нынешнем правительстве - руководителя аппарата в ранге министра - назначен Дмитрий Козак. Собственно, реформу кабинета министров готовил он же вместе с Игорем Шуваловым, Дмитрием Медведевым, Германом Грефом. И ему как одному из авторов поручено претворять наработки в жизнь. А вот бывшего вице-премьера Бориса Алешина, занимавшегося анализом пяти тысяч функций министерств и ведомств (о нем даже говорили как о возможном преемнике Касьянова), среди министров не оказалось. Он возглавит федеральное агентство по промышленности. Всего же 17 бывших министров и вице-премьеров оставили свои посты.
Переход на новую структуру управления не является уникальным изобретением России. Эти принципы нашли широкое применение в большинстве экономически развитых стран еще в 80-90-е годы. В США, например, как передает Интерфакс, всего имеется 14 министерств и более 60 агентств. Зарубежный опыт показал правильность выбранных схем. Значит, и у нас должно все получиться.