ПАПАНИНА ДОЧКА

Талант и трудолюбие во всяком деле решают успех. Но некоторым дается еще звездное имя в наследство от знаменитых родителей. Как это сказывается на судьбе? Спросим у Елены Анатольевны ПАПАНОВОЙ, актрисы Театра имени Ермоловой.

- Елена, столь любимая народом фамилия помогает или мешает вам в жизни, в актерской карьере?
- Однозначно не отвечу. Есть немало людей, которые считают, что мне "повезло", но сама я этого не ощущаю. Напротив, чувствую, что из-за фамилии за мной тянется шлейф зависти тех, кто считает, что мне проще жить, легче пробиваться. Однако те, кто был близко знаком с папой, знают, что он никогда, даже на пике своей известности, не считал и не ощущал себя "звездой". И он никогда ничего не "пробивал" ни для себя, ни для жены, ни для дочери. И хотя я была "папиной дочкой", однако твердо знала: ждать от него какой-либо протекции бесполезно. Он считал, что если уж я вопреки их желанию выбрала актерскую профессию, то должна сама прокладывать себе дорогу. И потому не взял меня в "свой" Театр сатиры, хотя я - явно характерная актриса.
Однажды был такой случай. Отец тогда впервые как режиссер ставил свой первый и последний спектакль - "Последние". Еду я с ним как-то в машине, и он мне про это рассказывает. Я слушаю. И тут он говорит: "Знаешь, дочка, там есть одна роль - я просто чувствую: она - твоя, словно для тебя писана. Я так и вижу тебя в ней..." Конечно, я загорелась, впервые услышав от него такое. Жду, что дальше. А он молчит и, вижу, мучается. Потом говорит: "Я подумаю...". А вскоре сказал, что отдал эту роль другой актрисе: "Понимаешь, Ленок, ну не могу я дочку свою ролями одаривать - что люди скажут? Уж ты прости своего отца..."
Честно говоря, я от него другого и не ожидала. Кстати, я горжусь, что в своей карьере "стартовала" сама - меня без всякой папиной протекции пригласил в свой Ермоловский театр Владимир Алексеевич Андреев.
- А почему родители не хотели, чтобы вы продолжили актерскую династию? Кем они хотели видеть свою единственную дочь?
- Доводов "против" у них было два: "Ты не красавица" и "Это слишком тяжело и сложно". Они советовали мне поступить в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, считая профессию переводчика "в самый раз" для меня. Но я, сколько себя помню, мечтала быть актрисой - это естественно для большинства актерских детей. Ну а когда я поставила их перед фактом, они приняли это как данность - в нашей семье принято было советовать, но не давить.
- Но ведь помогать вам постигать актерскую науку родители были просто обязаны.
- Конечно, какие-то уроки они, особенно отец, мне давали, но как бы "между делом". К примеру, когда мы шли с ним по улице, он то и дело обращал мое внимание на того или иного "персонажа", на ту или иную сценку или смешную житейскую ситуацию. "Я у прохожих учусь, - говорил он, - и тебе советую: живи с открытыми глазами, подмечай все, что может пригодится - когда-нибудь, в какой-нибудь роли это понадобится..."
Я этой отцовской "наукой" очень дорожу. Кстати, сам он "черпал у улицы" активно, многие его кинонаходки - именно из таких наблюдений. Он очень чутко улавливал все смешное...
- И на удивление умело, сочно, изящно все это изображал...
- На сцене и на экране - да. Однако в жизни отец не был весельчаком-балагуром, человеком с искрометным юмором. Хотя иногда мог одной фразой вызвать всеобщий хохот. Рассказывают, как однажды на гастролях актеры, ужасно усталые, молча ехали в гостиницу, которая, на беду, находилась далеко от театра. И вдруг в тишине раздается голос Папанова: "Скорей бы ночь прошла, чтобы снова на работу". Тут будто прорвало всех - такой хохот начался...
Но в общем он был довольно молчаливым, задумчивым, даже замкнутым. Папа (как и я) родился под знаком Скорпиона и был настоящим самоедом - постоянно копался в себе, был собой недоволен, ему всегда казалось, что он сыграл хуже, чем мог, - даже в самых своих общепризнанных ролях. Это его "самоедство" и я унаследовала - грызу себя постоянно.
- Это в профессии. А в жизни? Какие житейские принципы вы унаследовали от отца и от мамы?
- Главное - это семья. Как говорил отец, "одна жена, один муж, одна семья" и "Все - для семьи". У меня перед глазами был пример однолюбия, верности, стойкости, семейной самоотверженности. Родители 43 года прожили душа в душу, стараясь никогда не расставаться. Вместе ездили на гастроли, вместе проводили отпуск. И если отцу выпадала поездка за границу, он с несвойственной ему решимостью заявлял: "Без жены не поеду". И все знали: действительно, предпочтет остаться. Это была воистину неразлучная пара. Я тоже однолюб и в любви, и в работе - одна семья, один театр.
А второй твердо усвоенный мною житейский урок отца - скромность во всем и спокойное, без возведения в культ отношение к деньгам, свобода от их власти: есть - хорошо, нет - с ума не схожу. Сегодня эти принципы не в цене. Времена изменились, и жизнь сегодня достаточно сильно отличается от той, в которой жил отец. Сегодня принцип "Все своим трудом и талантом" не очень работает, зато "работают" деньги. За большие деньги можно купить все - мы все этому свидетели.
- Довольны ли вы тем, как складывается ваша актерская карьера?
- Свой театр я люблю, а это уже говорит о многом. Никогда ему не изменю, хотя сказать, что всем довольна, не могу: той роли, пусть даже второго плана, в которой могла бы вполне раскрыть свое "я", пока нет, хотя я занята во многих спектаклях - "Мария Стюарт", "Мэри Поппинс", "Виртуальный маскарад", "Царь Максимилиан" и других. Но ту роль, о которой отец мог бы сказать, как тогда: "Это твоя роль, будто для тебя написанная", - я все еще жду. И нисколько не виню отца за то, что в тот раз, зная, что эта роль - "моя", он не "порадел родному человечку".
Для пополнения семейного бюджета совмещаю свою актерскую работу с преподавательской - веду курс "Мастерство актера" на режиссерском факультете в Институте современного искусства. Однако, верю, что моя личная вершина актерского мастерства еще не взята, она у меня впереди. Короче, в чем в чем, а в самоедстве, в недовольстве собой я и в самом деле папина дочка...
- Знаю, что вы очень ревностно относитесь к памяти отца и даже обращались в суд с иском о защите его чести и достоинства в связи с беспардонным использованием имени Папанова в пошлой рекламе антиалкогольных таблеток. Как вы восприняли тот факт, что Савеловский межмуниципальный суд ваш иск отклонил?
- С большой обидой. Отец не заслужил такого вольного с собой обращения. Будь он жив, "Мосфильм" не позволил бы себе фактически торговать его именем. Они даже спросить нас с мамой не удосужились. Кстати, насколько я знаю, в такой же ситуации не менее популярный артист Юрий Яковлев (но, слава Богу, при жизни!) с помощью адвоката Анатолия Кучерены выиграл аналогичное дело в суде - всеядные рекламщики были посрамлены и наказаны.
Мне было немного обидно за папу вот еще по какому поводу: ну ладно, похоронили мы его без участия творческого коллектива театра - допустим, никак нельзя было прервать гастроли, даже по такому трагическому случаю. Но почему же какое-то время после его смерти даже портрета народного артиста Анатолия Папанова не оказалось в театре, которому он был верен всю свою актерскую жизнь?
Говорить об этом, поверьте, больно. Но ничего, зато дома - и у мамы, и у нас - настоящий культ мужа, отца, тестя, дедушки - Человека и Артиста с большой буквы.
...В этом я после беседы имела случай убедиться. На стенах квартиры - портреты и молодого, и уже седовласого Анатолия Папанова, на телеэкране - видеоклипы с его юмористическими сценками, на кассете - песни в его исполнении. Вот он поет "Не оставляйте женщину одну". Я слушаю неповторимый, чуть хрипловатый папановский голос и вдруг вздрагиваю: собака, лежащая у ног Елены, неожиданно задирает голову и начинает "подпевать". Как умеет. Смешная и трогательная, истинно папановская сценка...