18 февраля 2018г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 56.36   € 70.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРИЛЛЕР ПО ДОСТОЕВСКОМУ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 11 Марта 2005г.
После его триумфального "Ревизора" в "Александринке", получившего Государственную премию России, все с нетерпением ожидали премьеры "Двойника" Федора Достоевского: ведь до этого никто из режиссеров не осмеливался инсценировать это сложнейшее произведение. Интерес к новому спектаклю Фокина подогревался также участием в нем Виктора Гвоздицкого, приглашенного на роль господина Голядкина. Именно эта работа послужила толчком к разрыву народного артиста России с руководством МХТа имени Чехова, где в последнее время он был мало занят в репертуаре. Другой бы актер на его месте перетерпел, в конце концов для творческого самовыражения есть кино, но Гвоздицкий - однолюб, ему интересно играть в театре, причем как можно больше.

Забегая несколько вперед, хочу сказать: без Гвоздицкого этот спектакль не смог бы состояться. Не потому, что в "Александринке" нет хороших артистов. Они, конечно же, есть, но тут большое значение имеет режиссерское видение образа Голядкина, совпадающее с конкретным артистом, способным воплотить замысел постановщика. Фокин уже работал вместе с Гвоздицким в Московском театральном центре Всеволода Мейерхольда и знает его подлинный актерский потенциал. Потому что сыграть на сцене человека, теряющего рассудок, - это, знаете, задача не из простых...
Ну вот, подумает читатель, не видевший этого спектакля, опять мрак, да сколько можно... Дайте нам хотя бы в театре отдохнуть! Что касается установки части зрителей на развлечение - здесь ничего обещать не могу, поскольку, сами знаете, "Двойник" Достоевского не развеселое произведение, а философское, да еще и со свойственной великому писателю долей мистицизма. С другой стороны, если вы когда-нибудь задумывались над превратностями судьбы, пытались понять, откуда берется страх и почему почва уходит из-под ног, то этот спектакль вас заинтересует.
Одним словом, каждый из нас по жизни делает свой выбор, и пока еще никому не удавалось отсидеться в закутке, судьба все равно призовет к ответу или устроит западню типа той, в которую попал титулярный советник Голядкин. Хотите верьте, хотите нет, но однажды перед ним явился двойник - с тем же именем, отчеством и фамилией, и стал этот "упырь" со свету сживать тишайшего Якова Петровича. Да так искусно, что все отвернулись от бедолаги, а сам он рассудка лишился. К тому же в этом странном господине Голядкин узнал себя молодого. Он тоже когда-то всеми правдами и неправдами продвигался по служебной лестнице, юлил, подличал, и теперь ему никуда не деться от своего двойника, он как тень преследует его по пятам.
Следуя за Достоевским, Фокин "сочиняет" мистический триллер, где явь перемешивается с воспаленным воображением Голядкина, воспринимающим окружающий мир, как некий бред, кошмар. Это знаете, такой густой черный юмор, когда на званом вечере все гости появляются в нижнем белье и начинают петь хором, загоняя ошарашенного Голядкина в угол. Страх заполняет все клеточки бедной жертвы, он кукожится и коченеет от предчувствия надвигающейся беды. Гвоздицкий делает это поразительно точно, на каком-то "нутряном" биологическом уровне, когда стирается грань между игрой и подлинным существованием.
Ну а что же двойник Голядкина, насколько Алексей Девотченко сумел перевоплотиться в оборотня? Мне показалось, что когда Фокин задумывал своего "Двойника", то уже тогда видел в образе Голядкина-младшего именно этого артиста. Ведь Хлестаков в исполнении Девотченко тоже напоминает инфернальное существо, в котором есть нечто паучье, прикрытое угодливой лестью. В "Двойнике" Голядкин-младший тоже втирается в доверие к Якову Петровичу, но как только тот заглатывает наживку, думая, что обрел друга, то моментально жалит его. В финале спектакля на правах душеприказчика он надевает на Голядкина-старшего смирительную рубашку и, взяв в руки гармошку и дирижируя хором чиновников, с музыкой отправляет на тот свет. Одним словом, одного титулярного советника заменили на другого, и всем на это наплевать, поскольку незаменимых у нас нет...
Получается, что Фокин поставил спектакль не только об униженном и оскорбленном чиновнике времен Достоевского, но и о некоторых из нас, предпочитающих молчать, приспосабливаться и не заглядывать внутрь себя, ибо это страшновато. Не случайно режиссер перед началом спектакля посадил исполнителя Голядкина среди зрителей, а когда началось действие и на сцене закружились пары в мерцающем сиреневом свете, то он стремглав бросился туда, к своим, в ХIХ век. Но, увы, его там не слишком приветливо встретили, и бедный Голядкин стал оправдываться, объяснять, что он "свой", как перед этим был "своим" среди нас, нынешних.


Loading...





МОК разрешил ехать на Олимпиаду 169 российским спортсменам, запретив им выступать под национальным флагом. А может, ну её, Олимпиаду эту?