ПРИНЦЫ И НИЩИЕ

Всего в свежем списке российских долларовых миллиардеров, опубликованном журналом "Форбс", - 33 фамилии. За год их стало на 6 больше. Догнать и перегнать по этому показателю Америку нам пока не удается: в Москве - 25 миллиардеров, в Нью-Йорке - 40. Но шанс есть. Тем более, совокупное состояние наших самых богатых граждан за год выросло с 91 до 172 миллиардов - практически вдвое.

Другой вопрос: достижение ли это? К сожалению, среди наших толстосумов нет ни Билла Гейтса, ни Рубика с кубиком, ни шведского волшебника, заполонившего мебелью со значком IKEA весь мир. То есть тех, кто нажил огромное состояние своими мозгами или руками. И самый богатый россиянин Роман Абрамович (владелец клуба "Челси", а по совместительству губернатор Чукотки), и занимающий второе место владелец "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов стали нефтяными магнатами за счет передела собственности в 90-е годы. Просто в нужное время оказались в нужном месте. Именно "от трубы" кормится не один десяток миллионеров и миллиардеров России. Сегодня на пятки "нефтяникам" наступают "металлурги": третье место среди богачей занимает хозяин Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Как предприимчивым людям в период приватизации доставались заводы - все знают. Ваучеры шли за бесценок - по стоимости бутылки водки и батона колбасы. "Уралмаш", например, тогда был продан за 3,72 миллиона долларов, Челябинский металлургический комбинат (35 тысяч рабочих) - за 3,73 миллиона, а Челябинский тракторный (54,3 тысячи человек) - за 2,2 миллиона. Для сравнения: средняя хлебопекарня в Европе стоит 2 миллиона.
Впрочем, это уже дела минувших дней. Государство ставило задачу - создать класс собственников. И с ней вроде бы справилось. Беда в том, что этот класс стал узким кланом, который не очень хочет делиться перетекшим к нему богатством, созданным, между прочим, руками не одного поколения. И это порождает массу социальных проблем.
Между самыми богатыми и бедными в России возникла пропасть - разрыв в доходах сегодня составляет 14-15 раз (в европейских государствах критичным считается разрыв уже в 7 раз). Эксперты утверждают, что такая ситуация грозит социальным взрывом в стране. Поэтому при проведении реформ правительство должно учитывать положение беднейших слоев населения. Но пока этого не видно. Введение плоской шкалы подоходного налога (13 процентов - и для миллиардера, и для бюджетника) только способствует дальнейшему росту пропасти между "принцами" и "нищими".
В 2005 году денежные доходы в среднем на душу населения составили 7845 рублей (включая и бедных, и олигархов). По сравнению с прошлым годом реальный прирост - 8,8 процента. Реальная среднемесячная зарплата выросла на 9,7 процента.
Уже несколько лет на сырье держатся высокие цены, и у государства есть возможность перераспределить бюджетные доходы в пользу бедных слоев населения, но зарплаты учителей, врачей и других бюджетников остаются крайне низкими. Минимальный размер оплаты труда растет еле-еле. При этом, как замечают социологи, многие люди с доходами ниже прожиточного минимума даже не пытаются выбраться из нищеты. То есть остаются в той самой "застойной бедности". Это тоже взрывоопасно - что мы увидели на примере с монетизацией льгот, когда пенсионеры "вдруг" стали перекрывать дороги. Сегодня непомерный рост тарифов в ЖКХ выводит людей на митинги...
Тот факт, что человек, работая, не может выбиться из нужды, а в это время рядом жируют присосавшиеся к "трубам" бизнесмены, чиновники и прочие "хозяева жизни", провоцирует социальную напряженность. Несправедливость в жизни, пожалуй, больнее всего для человека. Судя по опросу Центра Юрия Левады, 31 процент населения в России испытывает по отношению к нашим внезапным богачам ненависть. Да, среди них меньше молодых и образованных. Но ощущение вопиющей несправедливости приходит с годами.
гордиться или стыдиться?
По числу миллиардеров наша страна - на почетном втором месте. Какие чувства испытывают в связи с этим простые россияне? Согласно данным ВЦИОМ, 39% - чувство стыда за Россию, 15% - зависть (сами хотели бы оказаться на месте этих людей), еще 15% - любопытство, 7% - гордость за нашу страну. Остальные затруднились ответить.
34% россиян хотят, чтобы в списке миллиардеров когда-нибудь оказались их дети, тогда как 50% опрошенных, напротив , не желают своим отпрыскам такого будущего, причем каждый пятый из них - категорически. В возрастной группе до 35 лет преобладает положительное отношение к идее, что их дети когда-нибудь могут войти в число самых богатых людей страны, в группе старше 35 лет - отрицательное.