"СЛОН" ИДЕТ ЗА "СОЛНЦЕМ"

"Раздача слонов" по итогам минувшего киногода состоялась в Москве. Коротко для непосвященных: "Слон" - это Национальная премия кинопрессы, которая вручается уже 8 лет. До недавнего времени, впрочем, премия именовалась "Золотой овен" и проходила при финансовой поддержке известного продюсера Марка Рудинштейна. Но Марк Григорьевич раз за разом оставался недовольным итогами голосования критиков, и посему последние решили с ним расстаться, найдя других партнеров - группу "СТС-медиа". Соответственно и "Овена" поменяли на "Слона".

В этот раз было изготовлено 15 статуэток "священного критического животного, которое вытаптывает вредные кинопобеги и холит, обихаживает ростки перспективных направлений в искусстве". В такой слегка иронической манере президент Гильдии кинопрессы Виктор Матизен представил новый бренд премии.
Главной сенсацией церемонии стало отсутствие в числе победителей фильма "9 рота". Осененная державными крылами "Золотого орла", где лента Федора Бондарчука получила 4 награды, обласканная вниманием самого президента России, "9 рота" не получила у критиков ни одного "Слона". Что, похоже, не очень расстроило Федора Бондарчука - во всяком случае, внешне после окончания церемонии он держался молодцом.
Не повезло в этот вечер и другим "блокбастерам", которые у критиков не пользуются большим уважением. Аляповатый "Турецкий гамбит" вовсе ни в одну из номинаций не попал, а Никита Михалков, претендовавший на приз за лучшую мужскую роль в другом нашумевшем блокбастере - "Статском советнике", остался ни с чем. Видимо, предчувствуя свое поражение, Никита Сергеевич на церемонию не пришел. Зато вечер посетила его дочь Анна Михалкова, которая была одной из ведущих церемонии. В своем коротком комментарии она назвала работу отца "зрелой". Но критики в своей массе с Анной не согласились, сочтя, что его роль в нашумевшей картине сделана чересчур "концертно", она выбивается из общего стилевого решения фильма.
Строго по отношению к мастеру с мировым именем? Пожалуй. Но премия кинокритиков тем и отличается от многих других, что здесь судят по гамбургскому счету, не делая скидок признанным мастерам. Критики - самые "насмотренные" люди на свете - оценивают конкретный экранный результат, а не репутацию того или иного мастера, не раскрученное имя. И потому премию за лучший сценарий получили, например, неизвестные пока широкой публике драматурги А. Гоноровский и Р. Ямалеев, написавшие остроумный, лихой сценарий фильма "Первые на Луне", а не соперничавшие с ними маститые Юрий Арабов или Александр Миндадзе. И приз за лучшую женскую роль ушел не к великой Алисе Фрейндлих ("На Верхней Масловке"), не к блистательной Татьяне Васильевой ("Попса"), а к вчерашней дебютантке Марине Зубановой, глубоко и строго сыгравшей в фильме "Требуется няня" не просто роль, но - некое новое явление в нашей жизни. И уже упоминавшегося Никиту Михалкова пододвинул на "пьедестале почета" молодой питерский актер Данила Козловский, раскованно и в то же время точно сыгравший в фильме "Гарпастум" роль молодого повесы, через жизнь, судьбу которого огненным колесом прокатывается первая мировая война.
Что касается основных наград, то здесь критики сошлись в любви к творчеству Александра Сокурова, который создал, по общему мнению, свой лучший фильм - "Солнце", вошедший в трилогию о великих диктаторах ХХ века. Не понятый на фестивале в Берлине, снявший свою ленту с конкурса "Ники", Сокуров тем не менее доверяет мнению и оценкам критики. И она платит ему по большей части взаимностью. В этот раз фильму "Солнце" досталось сразу три "Слона" - за лучшую музыку, за лучшую режиссуру и за лучший фильм. Александр Николаевич лично посетил церемонию, хотя обычно в подобных светских "тусовках" не участвует, и, получая "Слона", произнес всего одну фразу: "Благодарю моих коллег за труд понимания".
Точнее и лучше не скажешь. Критики - они ведь не враги актеров и режиссеров, как считают некоторые, они их соратники в трудном деле продвижения талантливых фильмов к зрителю. Другое дело, что по-настоящему талантливые ленты - всегда наперечет...