БАНК ЖАЛОБ

Жалобы населения привели к тому, что сразу пять ведомств - Центробанк, Роспотребнадзор, Минфин, Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура - развернули активную борьбу за прозрачную работу кредитных организаций.

С самым громким заявлением против банков выступил первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман: в ходе коллегии Роспотребнадзора он заявил, что в России назревает мощный социальный кризис из-за непомерно высоких комиссионных по потребительским кредитам. Как попадают в кабалу, Буксман проиллюстрировал примером, из которого следовало, что в некоторых банках до сих пор эффективные ставки достигают 2000% годовых (по методике ЦБ).
Роспотребнадзор начал "точечную" атаку на банки: если в центральный аппарат или региональное отделение попадает жалоба на то, что банк взимает комиссии за открытие ссудного счета, выдачу кредита или ограничивает заемщика в выборе страховщика, то дело будет разбираться в судебном порядке. Как показывает практика, здесь банки против ведомства бессильны: по решению суда им приходится отказываться от некоторых условий договора. Правда, пока нет закона о потребительском кредитовании, под удар попадают не все - на кого пожаловались, того и наказали.
Активность главного "санитара" Геннадия Онищенко на финансовом поле очень не нравится ни банкирам, ни Центробанку. Так, заместитель председателя ЦБ РФАлексей Симановский говорит, что, поскольку сейчас нет регулирующего рынок потребкредитования органа, "на этом поле танцуют все". Жестче против ведомства настроены банкиры. Вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов сказал, что действия Роспотребнадзора по вопросам банковских услуг некомпетентны, а орган лишь "прикрывается трогательными лозунгами" и нормальную банковскую практику называет навязыванием допуслуг.
Так или иначе, но большинство действующих игроков на рынке потребкредитования уверено: несмотря на жалобы отдельных заемщиков и обвинения в недобросовестности даже от лица самых высокопоставленных чиновников, население все равно будет активно пользоваться банковскими услугами - хранить деньги и брать взаймы. "Не думаю, что подобные заявления наносят репутационный ущерб банковской системе, - говорит советник президента Инвестсбербанка Вадим Юрко. - Скорее наоборот: меры против некоторых банков заставили всех отказаться от скрытых комиссий, от комиссий за открытие ссудного счета и так далее, то есть сделали систему еще более прозрачной и понятной".
Если же клиенту пришлось столкнуться с несправедливой комиссией или начисленными процентами, то сначала следует обратиться в отдел претензий самого банка. Все спорные вопросы лучше решать в письменном виде: на копии заявления должны быть подпись сотрудника банка и дата его поступления. Ждать ответ придется от одного дня до одного месяца. Если ответ будет отрицательным, а клиент категорически с ним не согласен, надо требовать разъяснения в письменном виде на бланке банка с подписью ответственного сотрудника. С этой бумагой можно смело отправляться в Роспотребнадзор (центральный офис или его региональные представительства) и писать заявление о нарушении прав потребителя.
А если сумма претензии небольшая и топтаться не хочется, то просто напишите письмо в Минфин, там его обязательно рассмотрят. В случае если банк был действительно не прав, ведомство свяжется с ним или с профильным регулятором. Правда, на это может уйти несколько месяцев.
НА ЧТО МЫ ЖАЛУЕМСЯ?
Дорогие кредиты
высокие процентные ставки, разные комиссии
Потерянные вклады
в обанкротившихся банках
Низкие проценты по вкладам
не покрывают инфляцию
Очереди в Сбербанк
Отказы в кредите
IPO ВТБ и Сбербанка на акциях не удалось заработать
Источник: открытые данные Министерства финансов, Роспотребнадзора и профильных ведомств