Сергей Михалок: «Мы ребята из рабочих районов, исполняющие музыку доменных печей»

Лидер команды «Ляпис Трубецкой» — о новом альбоме, коллегах по цеху и своей жизни

Группа «Ляпис Трубецкой» сегодня представит в Москве новый альбом «Веселые картинки». Накануне лидер команды рассказал «Труду», что этот диск принципиально отличается от всех предыдущих интимностью звучания.

 — До последнего времени жесткость звучания ваших песен только нарастала.

— Да, предыдущие наши альбомы были рубленые, монолитные по звучанию. Зачастую в жертву бунтарскому, агитбригадному, лозунговому настроению ставились мелодизм, гармоничность, красота повествования. Такой музыкальный «Хаммер», танк.

— Что же заставило теперь обратиться к более камерному выражению?

— Я понял: в нашем повествовании не хватает полутонов. Конечно, в основе мы остаемся теми же площадными музыкантами-передвижниками, современными Тибулами. Но есть опасность того, что станем предсказуемы и неинтересны: такие крепкие ребята из пролетарских районов в татуировках, исполняющие исключительно железобетонную молотобойную музыку доменных печей. А мы — такие же люди, как все. Можем весной потерять голову и неожиданно влюбиться. В новом альбоме «Веселые картинки» мы задались вопросом: какие мотивации и эмоции стоят за поступками людей? Например, сохранилась ли у современного политического деятеля способность сострадать, помнить свои сны? Может ли революционер соизмерять свои действия с высокими небесными началами?

— В вашей новой песне «Зевс» есть фраза, которую я воспринял как антицитату из Цоя: «Ждать перемен бесполезно». Это сознательное противопоставление цоевскому «Мы ждем перемен»?

— Да, и у этой песни очень занятная история. Это на пластинке она будет называться «Зевс», а первоначальное ее название — «Люди жуют людей». Я всю жизнь сталкивался с тем, что человек к прописным истинам начинает относиться как к словесному мусору. Ему говорят: не воруй — все равно ворует. Не убивай — убивает. Я подумал: а если пойти от обратного? Раз уж людям так это все нравится, зачем мучиться столько тысячелетий? Если взаимное уничтожение — миссия человека, так давайте быстрее с этим заканчивать. Покрасивей, порезвей возьмемся, как один сольемся в бою и примем смерть, как скандинавские боги, которым на роду было написано погибнуть в ожесточенной рубке.

— Вы живете в Минcке, но ничего не стоило бы перебраться в ту же Москву или в дальнее зарубежье.

— Мы не собираемся никуда уезжать. Это наша земля, с ее физикой и метафизикой. Да, я охотник, добытчик, могу отъезжать на промысел, но мой отец, который прослужил всю жизнь в Советской Армии, — инвалид, у него болезнь Паркинсона, разве я могу бросить его? Моя мама, мой сын тоже нуждаются в защите, я должен быть рядом. Наконец, я же белорус. Я тоже хочу, чтобы Бeлoруccия была красивой и процветающей, чтобы Mинcк ни в чем не уступал Вене или Хельсинки. Чтобы люди могли за хорошую работу получать хорошую зарплату и иметь достойные жизненные радости.

Чтобы природа сохранила свою красоту. Я за созидание, за плюрализм мнений, хоть это слово измусолили еще в горбачевские времена. Меня пугают официальные разговоры о государственном интересе и национальном приоритете, под прикрытием которых людей превращают в мелкую сошку, и ее ничего не стоит унизить, раздавить, закопать. А по мне, так это я — государственный интерес. Я — национальный приоритет. Вот такой, какой есть, с шортиками и татуировками. Наравне с миллионами моих сограждан. И не важно, что мы думаем по-разному. А вернее, как раз важно.

— В одном вашем интервью вы не слишком уважительно сказали: «Неврастеник Боно из раздутой группы U2…» Это о человеке, который для половины планеты — икона?..

— Просто считаю, что многие рок-деятели приобрели статус капиталистов и по сути оторвались от рок-н-ролла. Бунтарство и протестность — это не только стихи, это еще и образ действия и мыслей. Мне кажется, Боно как минимум позер, он похож на такого музыкального масона, который со всеми корефанит, играет лицом и с Бараком Обамой, и с Папой Римским. Для меня гораздо ближе персонажи вроде Игги Попа, или Генри Роллинза, или Майка Паттона, или Тома Уэйтса. Которые остаются свежими и точными в творчестве, неизменно находя в себе священный бурлящий огонь, чтобы выдавать на-гора что-то небывалое и интересное.

Резюме «Труда»

«Ляпис Трубецкой», панк-рок-группа

Создана в Минске (1990).

Лидер — Сергей Михалок, тогда студент Белорусского института культуры.

Первый тур по Белоруссии состоялся в 1994 году с рок-оперой «Покорение космоса» (совместно с театром «Бамбуки»).

Записаны альбомы «Ты кинула» (1998), «Тяжкий» (2000), «Золотые яйцы» (2004), «Мужчины не плачут» (2004) и др.