Негромкий голос Петербурга

10 марта, в день рождения исполнителя старинных романсов Валерия Агафонова, прошел конкурс исполнителей городского романса его имени

Вчера, 10 марта, в день рождения легендарного исполнителя старинных романсов Валерия АГАФОНОВА, в очередной раз прошел конкурс исполнителей городского романса, носящий его имя. Негромкое, но очень душевное и запоминающееся событие для истинных знатоков этого жанра. За 18 лет этот музыкальный марафон стал поистине народным праздником песни. Ряды поклонников, казалось бы, давно подзабытого Валерия Агафонова все прибывают. В апреле в БКЗ «Октябрьский» по результатам конкурса состоятся концерты «Весна песни» и «Весна романса». Раньше это событие происходило в один день. Теперь количество финалистов возросло вдвое.

Кроме этого, каждый год 5 сентября, в день памяти Валерия, к дому на Моховой, 32, где в коммуналке родился и жил Агафонов, стекается народ с гитарами. Над узкой улицей звучит в записи его неповторимый голос. А молодежь в садике напротив расчехляет гитары, и начинается многочасовой импровизированный концерт. Агафонов по-прежнему собирает полные залы. Чему не устают удивляться и радоваться близкие и друзья Валерия. Ведь при его жизни не вышло ни одной пластинки, не сохранилось ни единой видеозаписи его концертов. Его не было в официальной табели о рангах тогдашних исполнителей. Но он, Валерий, был! И есть, пережив многих из тех модных исполнителей, что звучали тогда в официальном радио- и телеэфире.

После того как в 1982 году в эфире «Маяка» прозвучали два романса в исполнении Агафонова, редакция была завалена письмами слушателей: «Кто это? Почему мы ничего о нем не знаем? Пожалуйста, дайте еще его записей, побольше». Но в то время эфир предоставлялся лишь народным и заслуженным артистам, лауреатам престижных конкурсов. А у Агафонова даже вузовского диплома не было, он проходил свои университеты вольнослушателем в Академии художеств, в Театральном институте, куда официально принят быть не мог — у него, как и у еще одного знаменитого петербуржца, Иосифа Бродского, не было аттестата о среднем образовании. Здоровье не позволило Агафонову доучиться в школе, потом в ФЗУ. Он родился в 1941 году, вырос в блокадном Ленинграде, так природа захотела, чтобы он выжил в том аду «и несколько занес нам песен райских». Но дипломов природа не выдает...

«Петербург был его аудиторией в годы, когда здесь был Ленинград. Так возник, можно сказать, народ Агафонова, — рассказывает корреспонденту «Труда» художница Ирина СОРОЦКАЯ, дружившая с певцом в последние годы его жизни. — Когда Валерка умер, этот народ сплотился. Для многих это было необходимо, как кислород. А сейчас это уже действительно настоящее народное движение».

Заслуженный артист России Евгений ДЯТЛОВ убежден, что именно Агафонов открыл для него жанр романса. Вот его монолог об этом. «Я приехал поступать в театральный институт в 1986 году, мне был 21 год, жил у сестры и увидел у нее пластинку: Валерий Агафонов. Из аннотации узнал, что он умер года два назад, совсем молодым человеком. И я стал слушать то, что он пел до своего последнего часа. Слушал без остановки, доходил до конца и возвращался к началу, так он в меня «попал»! Я-то увлекался роком, для меня романс был — бабкина радость, очень далекая от моего поколения, никогда меня не волновавшая. Или как муха в янтаре: занятно, выглядит как живая, но уже миллионы лет как ископаемое. И вдруг эта пластинка! Конечно, и классические певцы исполняют романсы, но у них гораздо больше манеры и формы, чем души. А тут абсолютно живой человек!

Пение Агафонова — это пение человека, которому отведено немного времени. Неизбывный плач по жизни, по любви, по чувствам. И это абсолютно питерская история. Выслушав его, я первое время боялся даже притронуться к романсу. Потом попробовал ему подражать... Печать на сердце моем — Валерий Агафонов. Я так жалел, что он умер прежде, чем мы могли встретиться! Так нужен такой человек сегодня!»

Жаль, Валерий Агафонов не услышал этих слов при жизни. Впрочем, так часто бывает...