Шаталов готов и к труду, и к обороне

Виктор Федорович Шаталов, народный учитель СССР и заслуженный учитель Украины, до сих пор вынужден доказывать, что его новаторская система обучения работает

Сегодня исполняется 75 лет с той поры, как в СССР ввели нормативы ГТО. «Готов к труду и обороне», если кто забыл или не знает. Хотя после подписания в 2014-м президентского указа о возрождении ГТО молодежь о нем хоть краем уха, да слыхала — говорят, теперь при поступлении в вуз этот самый норматив учитывают.

Впрочем, где вуз, а где физкультура? Считается, что либо уж человек спортсмен, либо он все остальное. Но вот однажды... Было это в Уфе, в детской теннисной школе, куда тренером была приглашена москвичка Наталья Рогова, воспитавшая самого Андрея Черкасова. Наталья Леонидовна была уже немолода, нрава крутого, все стремились отдать к ней своих многообещающих чад, все немножко заискивали... Короче, застаю такую картину. Рогова жестко дает подростку понять: либо никаких пропусков, либо — свободен. Тот мямлит что-то про проблемы в школе, про роковые тригонометрические функции. Наталья Леонидовна велит достать тетрадь, с ходу решает уравнение и начинает объяснять олуху так просто и доступно, что невольные свидетели приходят в восторг. «Ка-а-к, Наталья Леонидовна, как это вы все помните?» — «И рада бы забыть, да не получается. Я же училась в донецкой школе № 13 у Виктора Федоровича Шаталова».

Меня тогда этот случай просто потряс. Оказывается, существует способ вложить в человека знания так, чтобы он по-настоящему овладел ими, да еще и получил удовольствие от процесса обучения. Как потрясло через много лет и невольное сегодняшнее знание: Шаталов, которому в конце апреля стукнет 89, народный учитель СССР и заслуженный учитель Украины, педагог, до сих пор вынужден доказывать, что его новаторская система обучения работает! Хотя каждый непредвзятый человек, кто хоть каким-то боком с нею сталкивался, знает и так: этот метод преподавания совершенно гениальный, он позволяет практически из любого двоечника сделать отличника! Но Шаталов, автор нескольких десятков книг, почетный член десятка престижных зарубежных научных обществ — типичный пример того, что нет пророка в своем отечестве. Ни в старом, ни в новом. Да, до распада СССР в Донецке действовала его экспериментальная педагогическая лаборатория, которая финансировалась Академией педагогических наук СССР, но в 1991-м она канула в Лету вслед за той страной...

Шаталов рассказывает в интервью: «Во-первых, мы в моей школе учимся пять дней в неделю, а в четверг у нас второй выходной день. Во-вторых, у нас физкультура каждый день... Пусть узнает об этом министр просвещения, пусть узнает государственная система власти. Я обратился к Путину с письмом, а мне ответил какой-то, извините, деятель о том, что они приняли к сведению. Кто принял к сведению? Я ведь не к тебе обращался, я обратился к Владимиру Владимировичу.

Что вы помните о химии, которой вас учили школе? Кто сумел выучить в школе иностранный язык? А ведь обучению отдано по 7-8 лет. Спросите любого прохожего, он ни английского, ни немецкого, ни французского не знает. Почему? Потому что повторение было заброшено. Давайте просто рассуждать: ребенок в полтора года — молчун, «папа, мама, баба» — он знает несколько слов. А в два с половиной года это болтун, с ним можно свободно побеседовать. Стало быть, ребенок за один год изучил иностранный язык. Потому что этот язык для него иностранный: в Китае он бы говорил по-китайски, в Аргентине — по-испански... А мы десятками лет трудимся. Почему? Потому что нет системы повторения».

Читаю это и думаю: не было бы счастья, может, хоть несчастье нам поможет? Ясно же, что тучные времена, когда наши чиновники от образования не стеснялись говорить публично, что их цель — «воспитать из ребенка просвещенного потребителя», ушли безвозвратно. Что нам, чтобы выжить как государству, сохранить достоинство и суверенитет, нужны не потребители. Нам нужны творцы, умельцы, просвещенные производители — потому что не все на свете, как выясняется, мы можем купить. К счастью.

Так можем ли мы, имеем ли право отказаться сегодня от такого дивного моста в будущее страны, как метод Шаталова? Да, это потребует усилий, затронет интересы определенных групп людей, которые не признают очевидного и при этом считают себя специалистами. Да, для этого нужно иметь мужество министру образования, тем, кто стоит сегодня у власти еще выше. Но все же это даже не крымский мост построить. Тем более, что ГТО мы уже вернули...