11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АРКТИКА - КРАЙ НАШЕНСКИЙ

Пятилетова Любовь
Опубликовано 01:01 11 Апреля 2000г.
До распада СССР 40 процентов его территории занимали районы Крайнего Севера. Теперь в России эти края занимают 60 процентов.

"Рабочее совещание по проблемам Северного морского пути на борту атомного ледокола "Россия" с участием Владимира Путина прибавило нам оптимизма", - сказал корреспонденту "Труда" начальник администрации Севморпути Анатолий Горшковский. И пояснил: "Впервые за многие годы мы говорили по существу дела, а не отвечали на нелепые вопросы типа: зачем содержать дорогостоящие ледоколы, если они не приносят прибыли? Но как объяснить сиюминутную эффективность моста или дороги?.."
Последним президентом, побывавшим в 1987 году на борту этого ледокола, был Михаил Горбачев. Руководство Севморпути у него тогда ничего не просило - все было у эксплуатационников главной морской трассы страны. Государство, нуждаясь в нефти, газе, золоте, ценных полиметаллах и прочих богатствах, скрытых в недрах Арктики, не считало преградой вечные льды. Четко по графику сходили со стапелей заводов новые ледоколы, по первому слову выделялись средства на поддержание портов, систем гидрометеобеспечения, ледовой разведки...
Увы, в последнее десятилетие жизнь на Севморпути медленно, но неуклонно замирала. В 3-4 раза сократилась проводка судов. Подсчитано, что ледокол может себя оправдать только при условии, если он за навигацию проведет суда с общим грузом не менее миллиона тонн. В Мурманске 5 ледоколов. Значит, для того чтобы они окупили себя, нужно провести караваны судов с грузом в 5 миллионов тонн! Нет сегодня таких объемов. В основном грузы идут в одном направлении, в сторону Севера, - это топливо, продовольствие, оборудование... Обратно суда идут с недогрузом. Такая безрадостная картина. Умирают рабочие поселки, закрываются рудники, прииски, свертываются геологические поиски. Год от года сокращается коренное население Заполярья. А причина, как отмечал неоднократно президент Республики Саха Михаил Николаев, - в разобщенности огромных территорий. Эту острейшую проблему Севера может решить только одно - интенсивная эксплуатация Севморпути. Другого не дано.
С визитом в Мурманск Владимира Путина, с прошедшим там совещанием северяне ныне связывают многие свои надежды. Наладится жизнь Северного морского пути - оживет Север! Такого мнения придерживается и заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Грищенко. Он так же, как и легендарный капитан атомохода "Арктика" Юрий Кучиев, считает, что если продолжится упадок Северного морского пути, трудно рассчитывать на возрождение российской экономики вообще.
Проблемы работоспособности Севморпути, по признанию Горшковского, упираются, естественно, в отсутствие средств. И острее всего нуждается в денежных вливаниях сам атомный ледокольный флот. Строительство одного нового ледокола стоит 250-300 миллионов долларов. Но есть и другой путь -обновление всех пяти ныне действующих, которое обойдется почти в три раза дешевле, или в 100 миллионов долларов.
В эффективности такого способа моряки уже убедились на примере ледокола "Арктика". Расчетный срок эксплуатации его атомной установки - 100 тысяч часов. Ученые его сначала продлили до 150 тысяч. По истечении и этого времени выяснилось, что корабль по-прежнему в хорошем состоянии. По оценке экспертов, его эксплуатацию можно увеличить до 175 тысяч часов. Ученые и эксплуатационники уже предлагали распространить этот опыт на весь атомный ледокольный флот, разработан даже проект реализации... Владимир Путин пообещал практическую поддержку.
Больше всего обнадежило моряков и всех транспортников то, что на совещании были намечены и сроки решения обсуждавшихся проблем. Важнейшие события приурочены к 2003 году. Это, во-первых, обновление атомных установок всех судов. Во-вторых, завершение строительства застрявшего на Балтийском заводе нового ледокола "50 лет Победы" (из той же серии, что и "Арктика"). Его готовность составляет 72 процента, а на достройку не хватает 100 миллионов долларов. Президент полагает, что страна, затратив немалые средства, обязана довести это дело до конца. А в 2010 году, как планируется, во льды Арктики выйдет уже ледокол нового поколения.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников