АРКТИКА - КРАЙ НАШЕНСКИЙ

До распада СССР 40 процентов его территории занимали районы Крайнего Севера. Теперь в России эти края занимают 60 процентов.

"Рабочее совещание по проблемам Северного морского пути на борту атомного ледокола "Россия" с участием Владимира Путина прибавило нам оптимизма", - сказал корреспонденту "Труда" начальник администрации Севморпути Анатолий Горшковский. И пояснил: "Впервые за многие годы мы говорили по существу дела, а не отвечали на нелепые вопросы типа: зачем содержать дорогостоящие ледоколы, если они не приносят прибыли? Но как объяснить сиюминутную эффективность моста или дороги?.."
Последним президентом, побывавшим в 1987 году на борту этого ледокола, был Михаил Горбачев. Руководство Севморпути у него тогда ничего не просило - все было у эксплуатационников главной морской трассы страны. Государство, нуждаясь в нефти, газе, золоте, ценных полиметаллах и прочих богатствах, скрытых в недрах Арктики, не считало преградой вечные льды. Четко по графику сходили со стапелей заводов новые ледоколы, по первому слову выделялись средства на поддержание портов, систем гидрометеобеспечения, ледовой разведки...
Увы, в последнее десятилетие жизнь на Севморпути медленно, но неуклонно замирала. В 3-4 раза сократилась проводка судов. Подсчитано, что ледокол может себя оправдать только при условии, если он за навигацию проведет суда с общим грузом не менее миллиона тонн. В Мурманске 5 ледоколов. Значит, для того чтобы они окупили себя, нужно провести караваны судов с грузом в 5 миллионов тонн! Нет сегодня таких объемов. В основном грузы идут в одном направлении, в сторону Севера, - это топливо, продовольствие, оборудование... Обратно суда идут с недогрузом. Такая безрадостная картина. Умирают рабочие поселки, закрываются рудники, прииски, свертываются геологические поиски. Год от года сокращается коренное население Заполярья. А причина, как отмечал неоднократно президент Республики Саха Михаил Николаев, - в разобщенности огромных территорий. Эту острейшую проблему Севера может решить только одно - интенсивная эксплуатация Севморпути. Другого не дано.
С визитом в Мурманск Владимира Путина, с прошедшим там совещанием северяне ныне связывают многие свои надежды. Наладится жизнь Северного морского пути - оживет Север! Такого мнения придерживается и заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Грищенко. Он так же, как и легендарный капитан атомохода "Арктика" Юрий Кучиев, считает, что если продолжится упадок Северного морского пути, трудно рассчитывать на возрождение российской экономики вообще.
Проблемы работоспособности Севморпути, по признанию Горшковского, упираются, естественно, в отсутствие средств. И острее всего нуждается в денежных вливаниях сам атомный ледокольный флот. Строительство одного нового ледокола стоит 250-300 миллионов долларов. Но есть и другой путь -обновление всех пяти ныне действующих, которое обойдется почти в три раза дешевле, или в 100 миллионов долларов.
В эффективности такого способа моряки уже убедились на примере ледокола "Арктика". Расчетный срок эксплуатации его атомной установки - 100 тысяч часов. Ученые его сначала продлили до 150 тысяч. По истечении и этого времени выяснилось, что корабль по-прежнему в хорошем состоянии. По оценке экспертов, его эксплуатацию можно увеличить до 175 тысяч часов. Ученые и эксплуатационники уже предлагали распространить этот опыт на весь атомный ледокольный флот, разработан даже проект реализации... Владимир Путин пообещал практическую поддержку.
Больше всего обнадежило моряков и всех транспортников то, что на совещании были намечены и сроки решения обсуждавшихся проблем. Важнейшие события приурочены к 2003 году. Это, во-первых, обновление атомных установок всех судов. Во-вторых, завершение строительства застрявшего на Балтийском заводе нового ледокола "50 лет Победы" (из той же серии, что и "Арктика"). Его готовность составляет 72 процента, а на достройку не хватает 100 миллионов долларов. Президент полагает, что страна, затратив немалые средства, обязана довести это дело до конца. А в 2010 году, как планируется, во льды Арктики выйдет уже ледокол нового поколения.

Комментарии для сайта Cackle
Конкурс на лучшее применение мавзолею Ленина, объявленный Союзом архитекторов, пришлось закрыть через два дня из-за шквала негатива.