26 сентября 2016г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 72.06
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А СТРАДАЕТ ПАССАЖИР

Кривошеева Мария
Опубликовано 01:01 11 Апреля 2000г.
После распада всесоюзного Аэрофлота в стране появилось три с лишним сотни авиакомпаний. Причем кому-то от бывшего монополиста в наследство достались и авиалайнеры в изрядном количестве, и соответствующее наземное хозяйство. А кто-то едва сумел приватизировать один-два самолета. Зато все носят гордое имя "авиакомпаний" и хотят зарабатывать.

Но вот беда, в большинстве своем авиаперевозки по России являются убыточными. Другое дело - рейсы за границу. Однако, чтобы получить право стать регулярным перевозчиком на зарубежной авиалинии, надо отвечать целому ряду высоких требований, которым многие наши авиакомпании ну никак не соответствуют.
Как же заработать на хлеб насущный? И тут появляется красивое слово "чартер", или, попросту, нерегулярные, выполняемые вне расписания авиационные перевозки. В принципе дело это хорошее, широко распространенное в мире. Правда, сервис на чартерных рейсах обычно минимальный, зато и цены невысоки. Чартеры ни в коем случае не должны мешать регулярным перевозчикам, действующим на своих маршрутах в рамках межгосударственных соглашений о воздушном сообщении и несущим на себе все бремя расходов по их освоению. Поэтому выполняются, как правило, на тех участках, где отсутствуют рейсы регулярные или же мощностей регулярных перевозчиков недостаточно, чтобы обслужить весь пассажиропоток. Чартерный рейс - это целевой полет с четко определенным контингентом пассажиров. Поэтому розничная продажа билетов на него категорически запрещена.
Но все это, напомним, в цивилизованном авиационном мире с его строгими, но довольно справедливыми законами. У нас же, увы, картина несколько иная. Родилось чисто российское изобретение - "как бы регулярный чартер", когда (вопреки всем действующим нормам) билеты на чартерные рейсы свободно продаются в кассах всем желающим. Причем, как правило, по откровенно демпинговым ценам. (За билеты-то чаще всего платятся "живые" деньги.)
О том, что полеты многих наших чартерных перевозчиков, особенно на "сверхзаезженных" маршрутах, всегда таят в себе определенный риск для пассажиров, известно давно. Случаи, когда наши соотечественники застревают на том или ином курорте, не имея элементарной возможности вылететь домой, становятся все более частыми. И то, что случилось с российскими туристами в Испании, - еще одно тому подтверждение. Тем не менее горящие взоры сторонников чартера, разваливших уже не один рынок авиаперевозок, устремляются к новым "высотам". Сейчас, кажется, они все пристальнее сосредоточиваются на Земле обетованной. И вот как по команде зазвучали голоса о том, что настала пора резко активизировать чартерные перевозки на израильском направлении, поскольку, мол, широкие массы россиян только об этом маршруте и мечтают. Правда, есть одно существенное "но". По межгосударственному соглашению рейсы между двумя странами выполняют назначенные перевозчики - израильская компания "Эль-Аль" и российская "Трансаэро". ("Эль-Аль", в свою очередь, уступила право осуществлять полеты из Санкт-Петербурга "Пулковским авиалиниям".) Между Москвой и Тель-Авивом "Эль-Аль" и "Трансаэро" могут выполнять до двадцати рейсов в неделю. Средняя загрузка самолетов составляет примерно 65 процентов. Так что свободные места практически всегда есть. И, кстати, из различных российских городов по этому маршруту еще восемь компаний выполняют чартерные рейсы. Они явно не страдают от переизбытка пассажиров - скорее, наоборот.
Дело в том, что пассажирский поток между Россией и Израилем практически устоялся. Он определяется целым комплексом экономических, политических, этнических и религиозных мотивов. Назначенные перевозчики справляются с ним вполне успешно. Их гибкая ценовая политика в осенне-зимний сезон позволяла приобретать билет в оба конца едва ли не за 300 долларов. Куда уж дешевле за полноценное обслуживание на комфортабельных "боингах"? Да к тому же в Израиле к нашим чартерам относятся с опаской. Там хорошо помнят, как экипаж "Самарских авиалиний", выполнявший чартерный рейс в Тель-Авив, едва не сел на шоссе, перепутав его со взлетно-посадочной полосой аэропорта им. Бен-Гуриона. Были и другие настораживающие примеры.
Кто же лоббирует дополнительные чартеры? Может быть, ответ на этот вопрос следует искать в том факте, что к чартерным перевозкам в Израиль подключился Аэрофлот? Формально он выполняет нерегулярные рейсы между Белгородом и Тель-Авивом. Хотя всем хорошо известно, что на самом деле (вопреки правилам) самолет вылетает из Москвы и следует в Израиль, делая в Белгороде лишь остановку. Билеты на эти рейсы, как нетрудно догадаться, поступают в розничную продажу. Самое удивительное, что выписываются они на этот чисто российский рейс (кажется, ни Москва, ни Белгород из состава РФ не выходили) от имени некоей израильской фирмы "Феникс Авиэйшен". А значит, и налоги с них в российскую казну не поступают.
Как ни странно, но, судя по сообщениям печати, поборниками "массовой чартеризации" выступают и некоторые чиновники Министерства туризма Израиля. Подобную логику вообще понять нельзя. Они прекрасно знают, что их страна гораздо более дорогая, чем соседние Египет или Кипр. И некоторое снижение цен на авиабилеты (как правило, иллюзорное - за счет того, что на первом этапе новые перевозчики прибегнут к демпингу) не сможет резко увеличить поток туристов. Знают они и то, как трудно получить выездную израильскую визу. До трети обратившихся в посольство в Москве получают отказ. Не секрет и то, что израильские иммиграционные власти с "особым пристрастием" относятся к прибывающим в их страну на чартерных рейсах гражданам СНГ, в том числе и России. И захочет ли потенциальный турист за свои деньги получить дополнительные хлопоты в аэропорту им. Бен-Гуриона?
А вот к чему точно приведет массовый ввод чартеров, так это к полному слому рынка, предельному падению уровня сервиса, резкому снижению безопасности полетов. В результате пострадают и россияне, и израильтяне.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.