29 сентября 2016г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.95   € 71.57
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАРПЛАТА В КОНВЕРТЕ

Дьяченко Александр
Опубликовано 01:01 11 Апреля 2000г.
Вариации на тему "Реформа налоговой системы" мы слушаем в последние годы регулярно. На днях прошла презентация очередной версии - от Минфина РФ.

Раскрывшиеся взору российского налогоплательщика перспективы впечатляют. Начнем с того, что волнует каждого, - с налогов и вычетов из заработной платы и других доходов физических лиц. Сегодня, если платить все налоги правильно, то с каждого рубля заработной платы надо отдать государству до 70 копеек всевозможных вычетов. Вот они:
30% - максимальная ставка подоходного налога;
38,5% - отчисления организаций в 4 внебюджетных фонда; 1% - с фонда заработной платы в Пенсионный фонд с каждого работника.
Понятно, что эти 70 копеек с рубля платит тот, кто не платить не может, - бюджетная сфера, крупные государственные предприятия. Остальные ищут всевозможные способы уклонения. Это в правительстве, налоговых службах все прекрасно понимают. Но понадобился жесткий кризис, все новые "витки" обнищания, чтоб дело сдвинулось с мертвой точки.
Минфин разработал план реформы, суть которой в следующем. В первый год после ее начала максимальная совокупная нагрузка на фонд зарплаты будет снижена до 50 процентов. В следующий год - до 45, и в третий год - до 38 процентов.
"Секвестр" общей нагрузки на зарплату произойдет прежде всего за счет снижения совокупной ставки отчислений во внебюджетные фонды до 24 процентов. Вместо многочисленных вычетов в эти фонды (фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонд занятости, Пенсионный фонд), создающих путаницу и затрудняющих работу бухгалтеров, будет введен единый социальный налог. Причем впервые предполагается взимать его по принципу так называемой регрессии - когда с больших сумм заработной платы производятся меньшие отчисления.
Так, с 1 января 2001 года предполагается ввести следующие ставки социального налога:
36% - для сумм менее 100 000 рублей;
32% - для сумм свыше 100 000 рублей;
27% - для сумм свыше 300 000 рублей.
Причем на третьем году реформы с сумм свыше 300000 рублей во внебюджетные фонды никаких вычетов не будет взиматься вообще, кроме Пенсионного фонда.
Многие из нас приятно удивятся, что в недалеком будущем при расчете подоходного налога будут учитываться и наши с вами затраты - например, на медицинское обслуживание, на образование. Так предполагается, что из расчетной базы подоходного налога будет вычитаться до 50000 рублей в год, потраченные на образование самого работника и его детей. Иными словами, если сейчас эти 50000 у нас изымаются в доход государства, то со следующего года мы сможем потратить их на обучение, - свое или ребенка (цель ведь та же - учиться, учиться и еще раз...). Кстати, примерно в такую сумму сегодня обходится в среднем год обучения студента в российском вузе.
Определенные послабления ожидают и некоторые отрасли промышленности. Например, изменения в порядке зачета НДС удешевят капитальное строительство на 20 процентов.
По подсчетам Министерства финансов, только за первый год проведения реформы общая налоговая нагрузка в экономике снизится на 5 процентов ВВП. Это очень существенное подспорье для инвестиций и стимулирования экономической активности. В дальнейшем за счет определенных мер, за счет поэтапной отмены ряда оборотных налогов (таких, как налог на пользователей автомобильных дорог, ЖКХ) сокращение бремени будет продолжено.
Наивно было бы полагать, что налоговая реформа, о которой идет речь, - благотворительность со стороны государства. Скорее, это вынужденная мера, вызванная беспросветным обнищанием населения и отчаянной незаконопослушностью огромного числа предприятий и граждан.
И с предполагаемым облегчением налогового бремени не все так однозначно. "Взамен" пока еще не осязаемых послаблений налогоплательщику обещано ужесточение всяческого контроля и ответственности за уклонения от уплаты налогов. По словам заместителя министра финансов Михаила Моторина, "снижение налогового бремени и ответственность должны идти вместе". При этом он надеется на "легализацию" заработной платы в полном ее объеме. Иными словами, государство рассчитывает в итоге на увеличение, а не снижение налоговых поступлений.
Еще одну серьезную подстраховку Минфин заготовил себе в виде перевода предприятий с кассового учета налогов на метод начисления. За этим скрывается вот что: нынче налоги в основном платятся с сумм полученных доходов после их получения. При новом же методе они будут платиться по предварительным расчетам предприятий (независимо от поступлений реальных доходов).
О благих начинаниях и пожеланиях в сфере налогообложения мы слышим не впервые. Например, проект второй части Налогового кодекса, в котором, по идее, все они должны воплотиться, уже два года пылится под сукном в различных ведомствах. По мнению Минфина, в случае дальнейшей затяжки с его принятием отдельные положения кодекса могут вводиться постатейно. Так что на выходе может получиться некий "эрзац Налогового кодекса".
Проблема, однако, не только в плохих или хороших законах и инструкциях. Любой закон о налогообложении будет всегда для кого-то плохим. Нынешнее тотальное неисполнение налогового законодательства - естественная реакция граждан и предприятий на неразумный прессинг фискальной системы, в целях самосохранения, элементарного выживания. Можно сказать и так: у нас каждый сам себе повседневно делает "налоговые послабления". Государство желает выйти на нормальное управление процессом. Что ж, посмотрим, как у него это получится.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.