ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗА

Многие производства сегодня радеют об окружающей среде, но в большинстве случаев только на

Многие производства сегодня радеют об окружающей среде, но в большинстве случаев только на словах. В мае прошлого года вступил в силу Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". Он устанавливает правовые основы охраны воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Железнодорожный транспорт - самый распространенный, можно сказать, народный. И проблемы охраны экологии ставит перед собой не ниже, чем экономические вопросы. Ведь если не беречь окружающую среду, как можно думать о будущем техническом прогрессе? Железнодорожники относят защиту окружающей среды к приоритетным задачам, решать которые необходимо на государственном уровне.
В 1992-1995 годах на железнодорожном транспорте действовала комплексная социально-экономическая программа "Экология и охрана окружающей среды". Благодаря проведенным в ее рамках экологическим мероприятиям путейцам удалось сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 65,4 тысячи тонн. А новая "Экологическая программа железнодорожного транспорта на 1996-2000 годы", по расчетам специалистов, позволит снизить объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, еще на 11,5 тысячи тонн.
Мероприятия по охране окружающей среды ведутся не только в центре, но и в регионах. В первую очередь в локомотивных депо и на локомотиворемонтных заводах. На этих объектах должен проводиться не только контроль выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах тепловозах.
Уже сегодня на сети железных дорог России в локомотивных депо и на тепловозоремонтных заводах функционируют более ста пунктов экологического контроля. Многие из них оснащены зарубежными компьютерными газоанализаторами нового поколения, имеющими сертификат Госстандарта. Например, экологический контроль тепловозов в депо Воронеж-Курский Юго-Восточной дороги ведется квалифицированным персоналом. По экологическим параметрам контролируется весь приписной парк тепловозов депо, должным образом регулируются дизели. За счет снижения выбросов загрязняющих веществ тепловозами в атмосферный воздух размер платы территориальным природоохранным органам сократился в четыре раза.
Порядка 90 процентов выбросов вблизи железнодорожных узлов, станций, локомотивных депо приходится на тепловозы, поэтому на тепловозоремонтных заводах уже организованы и действуют современные пункты экологического контроля. Применяются специальные методы регулировки дизелей, и это позволяет заметно снижать уровень выбрасываемых загрязняющих веществ и дымность отработавших газов. Кроме того, удается реально сокращать расход дизельного топлива и затраты на ремонт. В результате контроля заказчику выдается проверенная продукция - тепловоз с экологическим паспортом.
Для улучшения экологической ситуации на федеральном железнодорожном транспорте установлен экологический контроль за выбросами загрязняющих веществ с отработавшими газами дизель-поездов, путевых машин. На предприятиях, выполняющих текущий и капитальный ремонт, а также испытания дизельного подвижного состава.
Указанием МПС России утверждена и введена в действие с 1 октября 1998 года "Номенклатура объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в РФ". К началу этого года обязательную сертификацию прошли 268 объектов железнодорожного транспорта.
Развитие нормативной базы предусматривает создание документов по сертификации предприятий по ремонту подвижного состава. Следует отметить, что в европейских странах подобные предприятия обязаны пройти сертификацию, во время которой учитываются вопросы экологической безопасности. В соответствии с утвержденным Министерством путей сообщения РФ в июле прошлого года "Планом развития сертификации и лицензирования на федеральном железнодорожном транспорте на период 1998 - 2005 гг." сертификации подлежат и технологические процессы производства, ремонта и техобслуживания подвижного состава.
Что касается новых разработок, то на железных дорогах России успешно проходит испытания система оптимизации процессов сгорания топлива в цилиндрах дизелей и нейтрализации отработавших газов немецкой фирмы. Предусматривается также проведение испытаний этой системы на магистральных тепловозах.
На основании решения Министерства путей сообщения департаментами, железными дорогами, предприятиями во втором полугодии текущего года будут разработаны мероприятия по сокращению сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу и улучшению работы по обращению с отходами производства на 2001-2005 годы.
Возможно, уже скоро российские поезда с экологическим паспортом станут настолько привычным видом транспорта, что никто не будет проверять у них документы.