ОКНА ВРЕМЕНИ РАСПАХНУТЫ НАСТЕЖЬ

В Красноярске после реконструкции вновь открыт краеведческий музей. Специалисты считают его лучшим региональным музеем России.

На церемонии открытия не резали красной ленточки, не говорили напыщенных слов. Участники торжества во главе с директором музея Валентиной Ярошевской поднялись на борт судна допетровской Руси (на таких Ермак со своим войском когда-то покорял Сибирь) и ударили в "склянки". Корабль-коч ходил в свое время по здешним холодным рекам, благодаря особой прочности древесины мог пробиваться сквозь льды (делали такие суда из лиственницы по специальной технологии, коч означает - защитная шуба). Теперь коч в натуральную величину стоит на вечном приколе - в музее и продолжает плыть по волнам времени.
- Это замечательно, что мы перестали быть манкуртами, не помнящими родства, - говорила вице-премьер России Валентина Матвиенко, побывавшая на торжественной церемонии, - что открыт музей, который отражает историю края, его традиции, культуру, духовное наследие.
О том, что с нами происходило в последние десятилетия, рассказывает экспозиция, посвященная новейшей истории страны. Кстати, автор экспозиции, профессор художественного института Владимир Нашивкин получил за свою работу премию Министерства культуры - его проект признан лучшим в стране.
Новое время в музее отделено от прошлого просто - шлагбаумом. А вся экспозиция выполнена в виде железной дороги: стилизованные вагоны-теплушки, тяжелые, лязгающие железом двери на шарнирах - их можно катать туда-сюда, открывать и закрывать "окна времени". За ними то полыхает революция, то медленно тянется "застойный период" с унылыми похоронными процессиями, то в отчаянной надежде бьется перестройка...
Пустой холодильник "Бирюса" и алые знамена всесоюзных ударных строек. Туфельки одной из комсомолок, которые ей так и не пришлось поносить, потому что в грязи по колено ходить в них было некуда. Туфли стояли у девушки в общаге, на тумбочке - как ваза. А рядом с ними, уже в музее - растоптанные и разбитые кирзовые сапоги.
Огромный фотоплакат - люди, выйдя на площадь, держат в руках транспарант "Отдайте то, что я заработал". И тут же, на обычной бельевой веревке, держась на прищепках, сушатся разноцветные отечественные купюры и забугорная "зелень". Деньги, как выяснилось, можно не только иметь или не иметь, зарабатывая - не получать, их еще иногда "отмывать" требуется. Есть о чем подумать-поразмышлять, для этого в музейных залах имеются скамейки - точно такие же, как в электричках. А если совсем тоскливо станет, можно посмотреть телевизор, их тут несколько - крутят старое советское кино.
Но главные технические сюрпризы пока впереди - залы, посвященные падению Тунгусского метеорита и биосферным заповедникам, нашпигованные электронными "штучками" до предела, еще закрыты. Увы, не успели к торжественному открытию музея.
Вместо привычной музейной отчужденности ("руками не трогать!") в Красноярском краеведческом любого входящего ждут уют и тепло. И дело не только в миленьких кафе или дополнительных услугах - можно, к примеру, оставить на несколько часов детей, за ними будут приглядывать. Главное - общее настроение, некая очеловеченность экспозиций, эмоциональная открытость впечатлений.
Воссоздать время вот так - ярко, современно, насыщенно, грамотно - смогли красноярские специалисты.
Строительная компания "Реставрация" во главе с Николаем Коваленко подхватила "падающее знамя" первого подрядчика и довела дело до ума. Много сил приложили сотрудники Красноярского художественного института и работники краевого управления культуры.
Отдельного слова благодарности заслуживает директор музея Валентина Ярошевская. "Если бы ту энергию, которую я потратила на хождение по кабинетам и выбивание денег, пустить в дело, я давно бы сплошь музифицировала не только Красноярский край, но и все соседние регионы", - говорит она полушутя-полусерьезно.