05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОН БЫ СКАЗАЛ "ПРИЕХАЛИ..."

Головачев Виталий
Статья «ОН БЫ СКАЗАЛ "ПРИЕХАЛИ..."»
из номера 067 за 11 Апреля 2001г.
Опубликовано 01:01 11 Апреля 2001г.
В такой же весенний день, но только 40 лет назад Москва в одночасье превратилась в ликующий город: тысячи людей вышли на улицы и площади столицы не в силах сдержать нахлынувших чувств. Москвичи пели, обнимались, многие несли самодельные плакаты: "Все - в космос", "Сказка стала былью", "Наш Гагарин - Колумб Вселенной"... Всеобщая радость, стихийное единение людей чем-то напоминали атмосферу, царившую в Москве 9 мая 1945 года, когда по радио объявили о Великой Победе в кровопролитнейшей войне. И хотя в 1961-м была иная победа - человеческого разума над силой земного тяготения, масштаб событий позволяет, думается, делать такое сравнение. Энтузиазм переполнял не только граждан СССР, но и жителей тысяч и тысяч городов в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Так 40 лет назад беспрецедентным орбитальным полетом вокруг планеты нашего соотечественника Юрия Гагарина была открыта новая страница в истории Земли - эра полетов человека в космическое пространство. Сегодня от былого энтузиазма почти ничего не осталось...

Нелегким был путь к гагаринскому старту. Наша страна очень спешила с первым запуском в космос человека: во что бы то ни стало мы хотели опередить американцев. Эта спешка, однако, могла иметь самые печальные последствия. По современным критериям ракета считается надежной, если подряд было не менее восьми успешных запусков. Но по отношению к кораблю "Восток" этот стандарт явно не выдерживался. Из пяти таких "изделий", запущенных в 1960 году, только одно приземлилось нормально. Еще два успешных летных испытания корабля было проведено 9 и 25 марта 1961-го. Итак, всего три удачных полета из семи попыток - этого, конечно, было явно мало. Но американцы тоже готовили пилотируемый полет - вдруг обгонят? И уже 29 марта (всего через четыре дня после завершения третьего удачного испытания) главный конструктор Сергей Королев, докладывая Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР, предложил, не мешкая, отправить на орбиту первого человека в корабле "Восток". 3 апреля окончательное решение было принято (после выступления Устинова) на заседании президиума ЦК КПСС, которое вел Никита Хрущев.
И рядовые конструкторы, и руководители космической программы понимали степень риска. Не только надежность техники волновала их. Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, "пребывания один на один со Вселенной". Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о... возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме. Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти. Система управления кораблем была "закрыта" от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, - 125, и набрать их на пульте. Только тогда включалось питание в системе ручного управления. На самом деле секретный код был сообщен Гагарину Ивановским и Галлаем (в нарушение строжайшего запрета Госкомиссии) еще до посадки в корабль.
В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5 - 7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы "Восток", задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедлял скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки "Восток" должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория "Востока" в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15 - 20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение.
Впрочем, опасности подстерегали уже непосредственно на старте, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине. Самый ответственный этап - предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе (например, пожара на ракете) Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей (или немного поднявшейся и рухнувшей) ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей.
На смену "Востокам" и "Восходам" пришел корабль "Союз", оснащенный специальной системой аварийного спасения (САС). И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. 26 сентября 1983 года за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель. В ее головной части, в корабле "Союз", находились Геннадий Стрекалов и Владимир Титов. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами в казахстанское небо и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным, Титовым, другими космонавтами, летавшими на "Востоках" и "Восходах".
После приземления Юрия Гагарина у конструкторов и ученых, причастных к историческому событию, раздражение и досаду вызвало официальное вранье по поводу того, что космонавт якобы приземлился внутри спускаемого аппарата (СА). На самом деле Гагарин катапультировался, как и предусматривалось полетным заданием, на высоте около семи километров и опустился на парашюте недалеко от деревни Смеловка Саратовской области отдельно от "Востока". Зачем было обманывать своих граждан, мировую общественность? Оказывается, кто-то сказал чиновникам "наверху", что иначе международные организации могут не зарегистрировать первый мировой космический рекорд. И, не думая о последствиях, о том, что правда раньше или позже обязательно всплывет, "высокомудрые головы" решили пойти, как это часто бывало в Советском Союзе, на вранье.
Между тем десятки сельчан видели приземлившегося на пашне космонавта с ярким парашютом. Очевидцы рассказывали об этом журналистам, дозвонившимся до Смеловского сельсовета. Но цензоры, помню, вымарывали из газетных репортажей такие недозволенные подробности. Глупая, постыдная ложь продолжалась не один год. Да и вообще "идеологическое обеспечение" в этой сфере было фантастически бездарным. Журналистам запрещалось рассказывать о трудностях, неудачах, чрезвычайных происшествиях на орбите. Официально признавались только те неудачи, которые скрыть было просто невозможно. Бдительнейшие цензоры читали каждую строчку свежего редакционного оттиска, и без их подписи типография не начинала печатать газету.
"Лакировочная пропаганда" нанесла стране огромный вред. Получалось, что настоящие герои - не у нас, а там, за океаном. Мужественные, бесстрашные американские парни борются в космосе с трудностями, всевозможными поломками и с честью выходят из любой ситуации. А у нас полеты - просто приятные неземные прогулки. Горстка журналистов, прошедших придирчивый отбор в трех отделах ЦК КПСС (пропаганды, оборонном, административных органов) и аккредитованных на космодроме, пыталась объяснить "идеологам": когда происходит ЧП в космосе, люди с тревогой и сопереживанием следят за развитием событий, это объединяет, консолидирует нацию. Но изменить "тупую" информационную политику было невозможно. В результате власти добились прямо противоположного эффекта - из-за постоянной лжи интерес к освоению космоса стал постепенно затухать и со временем у немалой части населения появилось полное безразличие к орбитальным полетам. При этом, однако, граждане продолжали гордиться (и совершенно справедливо) тем, что их Родина является великой космической державой. Теперь, похоже, и этого нет.
Между тем с 1957-го, когда Советский Союз осуществил исторический прорыв в космос, запустив первый искусственный спутник Земли, наша страна добилась многих выдающихся достижений. 7 пилотируемых орбитальных станций, в том числе уникальный многомодульный комплекс "Мир", летавший над планетой 15 лет (на нем побывало более ста российских и зарубежных космонавтов). Мягкая посадка автоматов на Луну, доставка лунного грунта на Землю. 47-километровое путешествие двух "Луноходов" по ночному светилу. Отправка межпланетных станций к Венере, первый плавный спуск в ее атмосфере. И еще множество других замечательных побед. В активе американцев тоже немало: сенсационные полеты астронавтов на Селену; исследования планет, в том числе уникальные марсианские снимки...
А что же у нас сейчас? Непростая ситуация в космической сфере обсуждалась в январе этого года на заседании Совета безопасности. "Ни по одному из направлений - ни по гражданскому, ни по военному - похвастаться нечем", - с горечью констатировал президент Владимир Путин. Причина известна - мизерное финансирование. В США, например, на нужды НАСА в 1998 - 2000 годах было выделено из бюджета более 40 миллиардов долларов, только на один 2001-й - 14,3 миллиарда. В российском бюджете нынешнего года по статье "Исследование и использование космического пространства" выделено 4,6 миллиарда рублей, или в пересчете 0,16 миллиарда долларов. Это в 90 раз меньше американских ассигнований. Тут, думается, комментировать нечего. И если бы не 600 - 700 миллионов долларов, которые в последнее время ежегодно зарабатывала наша космонавтика, ее, возможно, пришлось бы свести почти к нулю. Однако и с этим "приварком" отрасль выживает еле-еле. Возникает закономерный вопрос: что же дальше? Останется ли Россия космической державой?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников