09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖАЛОСТЬ С ОГОВОРКАМИ

Честно говоря, меня не удивило, что отклики на опубликованные в "Труде" письмо профессора В.

Честно говоря, меня не удивило, что отклики на опубликованные в "Труде" письмо профессора В. Добренькова президенту РФ (19.01.02) и материал А. Данилкина "Не вернулись" (31.01.02) оказались не письмами о преступности или беззащитности от нее, а зачастую о вечных вопросах - о богатстве и бедности, справедливости и несправедливости, сострадании и бесчувствии... Пришли они из совершенно разных частей страны - Магаданской и Воронежской, Иркутской и Курганской, Пермской и Белгородской областей - значит, как говорят социологи, довольно-таки репрезентативны, выражают чувства и мысли большого числа россиян. И я, прочитав их внимательно, подумал: если таковы самоощущения людей, можно ли решить масштабные задачи, стоящие перед страной, которая хочет привести себя в божеский вид? Возможно ли вообще достичь процветания с отчаявшимися людьми? С людьми, которые считают, как выразился белгородский читатель В.Беликов, что "страна наша проклята Богом"? Здесь, может быть, как раз главная сегодняшняя проблема, которая, однако, находится в тени внимания политиков.
КТО ЛУЧШЕ: ПАПА-ГЕНСЕК ИЛИ ПАПА-ПРЕЗИДЕНТ?
Если действительно "мы прокляты", то бессмысленно возмущаться произволом, масштабами преступного насилия, несправедливостью. Вот только, судя по всему, Бог пока еще не отвернулся от России. Если бы это было так, не рухнул бы в одночасье, как трухлявый пень, богоборческий режим, от мощи которого трепетал весь мир. Однако мы не восприняли это как знамение, как Божью подсказку и помощь. Языческо-материалистическое наше сознание вместо осознания чуда стало искать удобные объяснения: то ли масонский заговор, то ли план ЦРУ, то ли падение цен на нефть, обрушившее советскую экономику, то ли "вредительство" Горбачева или Ельцина... В общем, что угодно, только не Божье чудо.
Читательница из Петербурга Ирина Пэр эмоционально признается: "Капээсэсников" я ненавижу. Из-за этого пришлось голосовать за Ельцина. Думала, без большевиков жизнь сразу станет другой". Вот так отрицание Божественного провидения приводит к языческому поклонению "вождю", неважно, как он зовется - генсек или президент.
Такое упование пронизывает все читательские отклики. И это - симптом очень тяжелой и не преодоленной в нашем обществе болезни, имя которой - патернализм. Это действительно социальная болезнь, ибо она полностью искривляет мозги, а человек, пораженный ею, уже не верит ни в собственные силы, ни в силу людской солидарности, ни в силу закона.
Я, впрочем, буду не прав, если возложу ответственность за приверженность патернализму на самих сограждан. Главная вина за его неизжитость лежит все-таки на власти. С коренным изменением общественного и экономического устройства люди фактически были просто выпущены на волю. Но при этом никто не озаботился тем, чтобы учить их жить "на воле", создавать для этого правовые, экономические условия. А на гребне жизни оказались далеко не всегда самые умные, талантливые, трудолюбивые - зато много пройдошливых. У нас не работает американское присловье "Если ты такой умный, почему такой бедный?".
БОГАЧ, БЕДНЯК
Разумеется, среди нынешних предпринимателей есть и те, кто проявил незаурядные менеджерские способности, кто рискнул, продав свое имущество и вырученные деньги вложив в дело, кто стал ответственным собственником. Но общий образ нового российского предпринимательства сформировался все-таки как образ отталкивающий, отразившись в анекдотах про "новых русских" как легализовавшихся уголовников (правда, этот фольклор уже иссякает).
Благо еще, если бы все те, кто внезапно разбогател, выстраивали свой бизнес и свою жизнь по тем этическим правилам, которые существуют в развитых странах, стремились вкладывать полученные средства в основные фонды производства, а не вывозить их в оффшоры; не "прокручивали" оборотные средства, оставляя без зарплат своих работников; зная о низкой покупательной способности в стране, довольствовались бы разумной нормой прибыли; не выставляли бы напоказ свой достаток, который попросту оскорбителен в стране с массой полунищего населения. Другими словами, если бы бизнес с самого своего рождения проявил такт и ответственность, он тем самым обеспечил бы себе гораздо более благоприятную среду обитания. Но "язычество" дало о себе знать и здесь. В ответ предпринимательское сословие получило жгучую и массовую ненависть (ею пропитаны едва ли не все читательские письма).
МЫ И ОНИ
Разумеется, и здесь большая вина государства, приступившего к "формированию класса собственников", не обустроив сперва жесткое правовое поле, не перестроив вначале на принципиально иных основах управленческую, правоохранительную и судебную системы. Но сейчас я говорю не о том, кто больше виноват, а о том, что не представляю, как в такой атмосфере можно идти к большим целям, включая оздоровление донельзя криминализированной атмосферы.
Расколотость нации - одна из наших самых больших бед, не ликвидировав которую, невозможно преобразить Россию. Нацию раскалывает, однако, не наличие богатых и бедных. Это было всегда, даже при "развитом социализме", и всегда будет. Нацию раскалывает, во-первых, отсутствие между полюсами богатства и бедности массы материально достойно живущих людей. А во-вторых, откровенное неравноправие в повседневной жизни.
Что сделало стабильными государства, которые принято называть развитыми капиталистическими? Безусловно, социальная политика, которую не отрицают нынче даже отпетые либералы. Безусловно, высокая цена рабочей силы, в первую очередь квалифицированной. Но не только. Может быть, главным фактором является автоматизм равного применения закона к каждому гражданину, независимо от его положения на социальной лестнице. Когда штрафуют члена королевской семьи в Швеции за превышение скорости или жену британского премьер-министра за то, что она ехала без билета на электричке, не успев купить его; когда скандал разгорается вокруг американского концерна "Енрон", участвовавшего в финансировании президентской кампании Буша не после его отставки, а на пике популярности; когда обычная старушка отсуживает два млн. долларов за нечаянно пролитый на нее горячий кофе - все это и есть понятные гражданам проявления равноправия.
Соответственно неравноправие является миной под социальным миром в стране, рождая страшное разделение: "мы" и "они". "Мы" - это "рядовые граждане", "маленькие люди" (термины самих читателей). "Они" - это начальство, бизнесмены и вообще "сильные мира сего".
Вот читательница из Харькова рассказывает драматичную историю о том, как не удалось привлечь к ответственности негодяя, изнасиловавшего ее 18-летнюю дочь, поскольку у того, мол, "все куплено", а вышестоящие прокуроры защищают "честь ведомства". И она в каком-то смысле даже... завидует отцу убитой девочки: "людей такого уровня, как декан факультета МГУ, может, и услышали, дай-то Бог. А что делать нам, рядовым гражданам?"
Другой читатель тоже сопоставляет: "Автор так прекрасно описал влюбленных. Ах, как они любят машины; ах, как любят прекрасно одеваться в дорогие одежды... Я же знаю многих молодых людей, питающихся комбикормом, иногда запарят в духовке вилок капусты, вот и все". Даже смерть, как видим, не примиряет социальные полюсы.
А письмо Геннадия Ч. из Уфы вообще озаглавлено: "Не сочувствую". И далее человек выстраивает свой прейскурант сострадания: "Дед у него, видите ли, председатель совета директоров "ЛУКойла" (это, напомню, об убитом юноше. - М.К.)... Полагаю, что эти 8 процентов сверхбогачей и составляют основу криминала. Если нижестоящие их подельники выщелкают их наследников - это и будет то, что надо! ...Девочке сочувствую! Надеюсь, декан - человек достойный, не ворует, не берет взяток, живет на зарплату. Хотя "Фиат" тоже не просто так".
Вот так: для убитого Александра - туда тебе и дорога, а Маше посочувствуем, но с условием, что отец не ворует. Страшно? Да, страшно. Но не спешите судить человека. По всему видно, не жестокость двигала им. На самом деле такую же мысль, просто в более завуалированном виде, высказывают многие читатели. Значит, у этого явления есть социальные корни.
МИФЫ И РЕАЛИИ
В чем причина и как нам всем вместе выйти из этого состояния? Об этом можно говорить долго. Ясно только одно - если останемся "язычниками", если не будем испытывать сострадания вне зависимости от социального или материального положения жертв, если будем все объяснять лишь внешними обстоятельствами, тогда Бог точно проклянет Россию. Оставаясь язычниками, мы перестаем видеть связи между своими делами и расплатой за них. Мы завидуем, злобствуем, хамим своему же собрату. Наконец, как язычников в качестве возмездия нас устраивает только кровь...
При всех оттенках позиций читателей в одном они сходятся: даешь смертную казнь! "О каком гуманизме можно говорить по отношению к таким, как Чикатило, Радуев, к тем, кто над детьми издевается", - риторически спрашивается в письме Нелли Зайцевской из Тулы. Действительно, вряд ли найдешь в России семью, которая прямо или косвенно не пострадала от преступников (моя - не исключение). Но чувства пострадавших - плохая основа для принятия одного из принципиальных для общества решений - казнить или не казнить.
Заметьте, я не написал "или миловать". Речь - не о гуманизме (морально-духовное состояние общества еще таково, что само это слово многих раздражает). Но дело не только в степени удовлетворения общественного чувства мести (правда, мало кто так говорит, предпочитая употреблять слова "воздаяние", "справедливость"). Даже в хорошо отлаженной системе неизбежны ошибки. Что уж говорить о нашей далеко не совершенной правовой машине, когда совсем нет гарантии, что в ее жернова не попадут невиновные. Читатели, приводя примеры бездушия или даже прямых издевательств со стороны работников милиции или прокуратуры, сами невольно свидетельствуют в пользу того, что ни ужесточение наказаний (они у нас, кстати, не такие уж и мягкие), ни отмена моратория на смертную казнь не смогут изменить положения.
Единственное, на что мог бы не распространяться мораторий, так это на осужденных за терроризм. Но опять-таки не в силу сверхопасности таких преступлений, а потому, что нередко угроза терактов сопровождается как раз требованиями освобождения уже осужденных террористов.
Заканчивая, я хочу сказать еще об одном свойстве язычества - пропитанности сознания мифами. Мифы, сформированные за десятилетия большевизма, никем по сути не развеяны. Мы начали огромное дело по преображению России, проигнорировав необходимую его часть - гражданское просвещение. Не чиновничество, не политики способны вывести страну из ее нынешнего состояния. Только общество. Но общество, объединенное большими целями (именно большими, которые способны вдохновить) и сознающее, от чего страна должна избавиться и что для этого нужно сделать.
Если Бог обильно одарил Россию, значит, к чему-то ее и предназначил. Может, для того, чтобы увеличить объем добра в этом мире и защитить, спасти его от зла. А, может, наоборот, чтобы продемонстрировать человечеству, к чему приводит бездарное расточение Божьего дара и тем самым подтвердить слова библейского пророка: "Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными. Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым" (3 Езд. 7: 49 - 52).


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников