В ЗАЩИТУ ДУХОВНОЙ САМОБЫТНОСТИ

Уважаемый г-н Жискар д'Эстен!
Перед конвентом была поставлена беспрецедентная задача -

Уважаемый г-н Жискар д'Эстен!
Перед конвентом была поставлена беспрецедентная задача - оценить результаты европейской интеграции, создать новые правовые рамки для ее дальнейшего развития. В октябре прошедшего года вы представили описание проекта договора, учреждающего конституцию Европы, а уже в феврале этого года появился проект содержания первых его 16 статей.
Православные верующие России, других стран Содружества Независимых Государств и Балтии хорошо осознают, что положенные в основание Европейского союза ценности станут отправной точкой как для внутренней жизни его стран-членов, так и для взаимоотношений ЕС с его соседями. Вот почему работа над документом, который вскоре будет определять жизнь многих народов Европы, в том числе ее православного населения, вызвала и продолжает вызывать интерес Русской Православной Церкви. Это подвигает меня поделиться с вами, со всеми участниками конвента и европейской общественностью соображениями относительно первых результатов деятельности конвента.
Активная позиция Церквей при обсуждении проекта конституционного договора основана прежде всего не на заботе об их узких интересах, а на реальной обеспокоенности за судьбу верующих Европы, их убеждений и образа жизни. Для многих из них все более очевидной становится опасность безраздельного диктата идеологии, ориентированной исключительно на житейское благополучие людей, на их материальное благосостояние и свободную самореализацию в мирских делах вне какой-либо системы нравственных ценностей. При этом религия волей-неволей объявляется лишь сугубо частным делом человека.
Верующих также беспокоит то, как ценности, закрепляемые в проекте договора, будут интерпретироваться при принятии практических решений, например, в области отношений полов, существования института брака, применения достижений науки, информационной и культурной политики. К сожалению, мы наблюдаем настойчивые попытки закрепить на уровне Европейского союза нормы, не соответствующие религиозному и мировоззренческому выбору некоторых народов. Так, достаточно привести пример одобренной Европейским парламентом в январе этого года резолюции о правах человека, в которой есть призывы провести на общеевропейском уровне кампанию в поддержку гомосексуальных браков и добиться разрешения на посещение женщинами Святой горы Афон.
В последнем случае грубо попирается религиозная традиция одного из государств Европейского союза, в котором для большинства граждан норма, принятая сегодня, является понятной и непререкаемой. Почему же меньшинство, не понимающее этой нормы, получает возможность через механизмы управления Евросоюза навязывать свою точку зрения большинству? Неужели механизм демократии дает сбои, а страны Центральной и Восточной Европы ожидает судьба оказаться в новом "прокрустовом ложе"? Неужели в диалоге со своими соседями, например Россией, Украиной и Белоруссией, Европейский союз будет пользоваться тем же подходом?
В виду этих размышлений Русская Православная Церковь поддерживает усилия религиозных объединений Европы, настаивающих на закреплении в конституционном договоре механизма защиты самобытной культуры и религиозного мировоззрения народов Европейского союза. На наш взгляд, необходимо включить в проект:
- упоминание о христианском наследии Европейского союза, так же как и о других религиозных традициях и секулярной мысли;
- положение о механизме консультаций европейских органов с религиозными общинами Европейского союза;
- положение о прерогативе стран - членов Евросоюза в вопросах регулирования религиозной сферы. Было бы целесообразно включить в конституцию приложение к Амстердамскому договору. Этот шаг направлен на сохранение культурной и религиозной самобытности народов Европы, которые в течение столетий вырабатывали сбалансированные системы религиозно-государственных отношений.
РЕЗОНАНС
КОНВЕНТ УЧИТЫВАЕТ ПОЖЕЛАНИЯ ЦЕРКВЕЙ
Конвент "Будущее Европы", работающий в рамках Европейского Союза, опубликовал очередной раздел предварительного проекта Конституционного договора, уже сейчас воспринимаемого многими как будущая европейская конституция. Согласно сообщению службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, статья 37 проекта гласит:
"1. Европейский союз уважает и не подвергает предвзятому отношению статус церквей и религиозных ассоциаций либо общин, который они имеют согласно национальному законодательству в государствах-членах.
Европейский союз равно уважает статус философских и неконфессиональных организаций.
Союз будет поддерживать регулярный диалог с упомянутыми церквами и организациями, признавая их идентитет и их особый вклад".
Данная статья учитывает некоторые пожелания, направленные в адрес Конвента Православными, Римско-Католической и протестантскими Церквами Европы. В частности, эти пожелания были сформулированы в письме председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла президенту конвента Валери Жискар д'Эстену. Пункты 1 и 2 проекта Статьи 37 воспроизводят 11-ю Декларацию, приложенную к Амстердамскому договору, на включении которой в европейскую конституцию настаивают Церкви.
Сейчас опубликованные разделы проекта находятся в стадии обсуждения и доработки. Вопрос об упоминании религиозных ценностей или религиозного наследия в качестве одного из источников европейского идентитета, скорее всего, будет рассматриваться в связи с преамбулой договора, публикация проекта которой ожидается в мае этого года.