БУБНОМ ПО ЧЕКУШКЕ

Бубен и магические бубенцы предложила использовать для борьбы с пьянством среди земляков нарколог Любовь Пассар. Вдохновил ее на это опыт удэгейского целителя Василия Дункая, который проводит особые обряды очищения в национальных селах Красный Яр и Гвасюги, что в Приморском крае.

По подсчетам Пассар, количество сильно пьющих там за год снизилось почти на 15 процентов. И теперь она предлагает коллегам не стесняться использовать шаманские методы.
Действительно, у жителей национальных поселений Приморского и Хабаровского краев давно наблюдается неистребимая тяга к "огненной воде". Взять обитателей маленького поселка Улика, затерянного среди болот и тайги. Здесь, по словам местного жителя Геннадия Актанко, пьют поголовно.
- Сегодня на 150 жителей приходится более полусотни хронических алкоголиков, - говорит глава администрации поселка Виктория ЮКОМЗАН. - Многие пьют оттого, что работы нет, так как рыболовецкий колхоз развалился. Вот и вынуждены местные жители вести натуральный обмен с приезжими предпринимателями, которые за рыбу, мясо, папоротник и ягоды расплачиваются дешевым техническим спиртом.
И хотя бригады наркологов работают в поселке наездами уже десять лет, отвадить от спиртного медикам за это время удалось лишь четырех жителей Улики. Проблемы с алкоголем отразились даже на местной политической жизни. Непьющий деревенский электорат устроил импичмент главе администрации Виктору Удинкану.
- Силы воли у него не хватило. В общем, спился он, а мы собрали сельский сход и отправили его в отставку, - пояснил местный охотник Валерий ВОЛОСНЯКОВ.
Понятно, почему в таких условиях у администрации Улики и наркологов остались надежды только на шаманов. Традиционная религия лесных народов ограничивает употребление алкоголя. Водка и вино в шаманском представлении - пища для богов и духов, а не напиток для регулярного употребления простых смертных. Собственно, эту идею и пытается донести до земляков бывший удэгейский охотник, а ныне шаман Василий Дункай.
На первый обряд перед сельским клубом собралось около ста человек. Шаман приказал всем встать на колени и, сложив руки в молитвенной просьбе, стал взывать к нанайским богам. Далее Дункай несколько раз выходил в круг с бубном, пытаясь ввести окружающих в состояние транса. Вся процедура проходила около часа. Приведет ли это к каким-либо результатам, пока неизвестно, но примечателен уже тот факт, что жители поселка после обряда очищения решили построить мел - так аборигены называют место поклонения своим традиционным богам.