У НАС НА УЛИЦЕ БОЛЬШЕ ПЛАТЯТ

Знаменитый российский музыкант Юрий Башмет комментирует случай с американским виртуозом, которого не узнали пассажиры вашингтонского метро.

Говорят - приведи дикаря в музей, и он ткнет пальцем в главный шедевр. Однако жизнь учит, что к подобным красивым мифам надо относиться с известной долей скептицизма. Вот, например, среди тысячи вашингтонских прохожих (которые в основной своей массе совсем не дикари) лишь одна-единственная женщина узнала в скромно одетом уличном музыканте... самого знаменитого скрипача сегодняшней Америки Джошуа Белла.
Дело было так. К Беллу, 39-летней звезде, чья мировая концертная карьера насчитывает более 20 лет, обратилась редакция одной из ведущих американских газет "Вашингтон пост" и предложила эксперимент: скрипач сыграет в переходе метро, положив перед собой раскрытый футляр от скрипки, в котором "для затравки" будет лежать несколько монет и мелких купюр, а видеокамера станет фиксировать реакцию "публики".
Конечно, устроители понимали, что эта реакция будет иной, нежели в каком-нибудь "Карнеги-холле", где слушатели выстаивают длинные очереди в кассу, чтобы послушать виртуоза. Но чтобы за 45 минут мимо Белла прошел 1071 человек, и они положили в его футляр всего... 32 доллара?! А ведь эксперимент проводился в центре американской столицы, где по улицам ходят отнюдь не бомжи, а служащие престижных фирм и государственных учреждений. То есть те самые "белые воротнички", в кармане которых, возможно, лежат билеты на вечерние концерты Белла или артистов его уровня, стоящие, как правило, не меньше ста долларов. Только на часах в момент эксперимента было не 8 вечера, а 8 утра...
Вот вам информация к размышлению: за что же публика на самом деле платит: за само искусство или за его красивую рамку? Ведь Белл играл отнюдь не примитивные частушки, а свой коронный репертуар - музыку Баха, Шуберта, Массне, Крейслера... Притом в руках у него был не дешевый фабричный инструмент, а скрипка Страдивари ценой 3,5 миллиона.
Когда об этой истории рассказали знаменитому американскому дирижеру, руководителю Национального симфонического оркестра Леонарду Слаткину, он посетовал на соотечественников: в Европе выступление классного музыканта в метро привлекло бы внимание не одного-двух, а 75-100 человек из тысячи. И заработал бы он не тридцать, а хотя бы полторы сотни долларов.
Старший куратор Национальной галереи искусств Марк Лейтхаузер прокомментировал ситуации по-своему. Он предположил, что вынет из рамы какой-нибудь шедевр абстракционизма - например, картину Эллсворта Келли - и повесит ее в ресторане с ценником 150 долларов. Никто на нее и внимания не обратит. В лучшем случае кто-нибудь из соседнего художественного вуза скажет: "О-о, похоже на Эллсворта Келли. Передайте, пожалуйста, соль".
Корреспондент "Труда" решил рассказать об американском эксперименте прославленному российскому альтисту Юрию Башмету.
- Вообще-то странно, - сказал Юрий Абрамович. - Ведь Белл снялся в фильме "Красная скрипка", публика должна была его узнать.... Знаешь, со мной тоже был такой случай. Однажды мы с Валерием Гергиевым выступали в Риме, в академии "Санта Чечилия". После концерта решили отметить успех в ресторане. И там оказался наш сценарист и режиссер Александр Адабашьян. Он вдруг предложил: давай ты сыграешь, будто безвестный музыкант, а я пройдусь с шапкой по кругу. Я заиграл "Чардаш" Монти - по-моему, неплохо, с огнем.... И сколько мы в итоге собрали? Полтора доллара.... Но это, так сказать, разовый случай. А вот один мой ученик, которого я недавно встретил на французской Ривьере, постоянно играет на набережной и очень прилично зарабатывает - долларов 200 за вечер.
- Вот сейчас ты меня застал на Дальнем Востоке, - продолжил Башмет. - У нас тут тур с оркестром "Солисты Москвы". Я уже выступил в двух десятках городов и даже на подводных лодках. Знаешь, как принимают!.. Так что выйди я на площадь, скажем, во Владивостоке, две сотни зеленых, подозреваю, заработал бы.