Еще в понедельник один из членов правительства, услышав вопрос корреспондента "Труда" о судьбе аэропорта, улыбнулся, затянулся сигаретой и предложил задать его через две недели. Во вторник на встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей нежелание оставлять конфликт на потом выразил и сам избранный президент. По словам главы РСПП Александра Шохина, Дмитрий Медведев заявил: "Даже если ошибки (при приватизации аэропорта. - "Труд") были сделаны, не факт, что государство должно забирать его. Надо исходить из степени правонарушений". Согласился Медведев и с утверждением о том, что компенсация при национализации должна быть рыночной с учетом тех средств, которые собственник за эти годы вложил в развитие предприятия.
Казалось бы, яснее некуда. Остается один вопрос: кто стоит за всей этой историей? Есть две версии происходящего, хотя говорить о них вслух не принято. Вчера беседовать об этом отказались полтора десятка депутатов Госдумы и семь известных экспертов-экономистов.
В разговорах без диктофона большинство наших собеседников говорили примерно следующее. Если спросить, кому выгодно, то сразу вспоминается история конкурентной борьбы между аэропортами Шереметьево и Домодедово. Первый на 100% принадлежит государству. В компаниях, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, полномочия общего собрания акционеров осуществляет именно Рос-имущество. Поэтому происходящий в последнее время переход многих авиаперевозчиков из Шереметьево в Домодедово мог заставить его руководство прибегнуть к судебным искам. Вторая версия: один или несколько высокопоставленных чиновников, которые точно не впишутся в новую конфигурацию власти, решились перед отставкой на "последний хапок" - попытались заполучить лакомый кусок собственности.
Не называя фамилий, эту версию решился вчера подтвердить член комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Константин Ширшов: "То, что в Домодедово произошел рейдерский захват, понятно всем, по заказу чиновники готовы перешагнуть через закон с целью собственного обогащения".
Напомним, что первый иск по поводу Домодедово был подан Росимуществом еще в 2005 году. Тогда Владимир Путин заявил: "Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса". После этого дело было спущено на тормозах.
Случайно или нет, но похожая на домодедовскую история сейчас разворачивается вокруг аэропорта Кольцово в Екатеринбурге (блокирующий пакет у ГК "Ренова"). Росимущество подало иск о расторжении договора аренды на перрон, взлетно-посадочные полосы, места стоянок из-за неуплаты аэропортом 206 млн. рублей с 1998 года. Представитель Кольцово Александр Ульянов настаивает, что платой за арендуемое имущество является его капитальный ремонт и содержание в исправном состоянии. Предварительное заседание по иску назначено на 29 апреля, но, по словам источника, близкого к руководству аэропорта, уже начались задержки по предоставлению кредитных линий на строительство и реконструкцию аэровокзала. Что по этому поводу думает Медведев?
КАК ПРИВАТИЗИРОВАЛИ ДОМОДЕДОВО
Группа "Ист Лайн" с 1997 года полностью контролировала управление аэропортовым комплексом "Домодедово". В структуру группы входит 14 компаний, занимающихся работой с клиентами и авиакомпаниями, воздушным сообщением, безопасностью, а также строительством аэровокзального комплекса. В настоящее время претензии предъявлены к ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово".
Напомним, что 20 марта Арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил решение по передаче аэровокзала Домодедово в федеральную собственность. Официальная причина - его незаконная приватизация. До 1997 года аэровокзальный комплекс был закреплен за госпредприятием "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации". 15 сентября 1997 года госпредприятие обменяло имущество, оцененное в 21 млн. рублей, на 42 192 акции ОАО "Домодедово-2". Позднее это ОАО преобразовалось в ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово" (подконтрольно группе "Ист Лайн"), а госпредприятие ликвидировалось.
Попытки оспорить приватизацию предпринимались Росимуществом с 2005 года. Однако Высший арбитражный суд (ВАС) учел затраты группы "Ист Лайн" на реконструкцию аэровокзального комплекса (1 млрд. долларов) и призвал стороны заключить мировое соглашение. Новые претензии Росимущества - по сути, попытка обойти это решение ВАС. После требования вернуть в госсобственность аэровокзальный комплекс Росимущество решило также оспорить и договор аренды аэродромного комплекса, необходимого для управления воздушным движением. Росимущество считает арендную плату (92 млн. рублей в год) слишком низкой.