Новости
Главная Культура 04:27 11 Апреля 2012 3494
Наталия Макарова: «Элизабет Тейлор попросила у меня пуанты с автографом»
<p>Знаменитая балерина возглавила жюри фестиваля, открывающегося сегодня в Петербурге</p>
Галина Столярова

Она заставляла плакать самого Ингмара Бергмана, великий Серж Лифарь назвал ее «Страдивариусом танца». Сегодня прославленная балерина — символическая гостья XI балетного фестиваля Dance Open, который пройдет в Петербурге с 11 по 17 апреля. Этот престижный форум, каждую весну привлекающий на невские берега звезд мирового балета, входит в десятку наиболее интересных европейских фестивалей по версии влиятельной британской газеты The Independent. Накануне корреспондент «Труда» дозвонилась балерине в Сан-Франциско, где та живет.

— Приглашение из Петербурга пробудило в вас ностальгию?

— Не буду скрывать, решающим для меня стало то, что Dance Open — петербургское событие. Я возглавляю жюри премии Dance Open уже третий год подряд. Правда, этой весной не смогу лично присутствовать на вручении награды — буду участвовать в работе фестиваля дистанционно, через интернет.

Родной Петербург вспоминаю с нежностью. Но иногда вдруг и поражаюсь, как я могла жить в этом вечно промозглом городе, где зимой покрывались инеем ресницы, где я стояла подолгу, продрогшая, на автобусных остановках. А бесконечные очереди и толпы народа! Мы часто опаздывали на репетиции просто потому, что невозможно было втиснуться в троллейбус или автобус. Бежали на уроки, буквально продираясь сквозь толпу. Но я до сих пор считаю Петербург самым красивым городом в мире.

Безусловно, главный петербургский адрес для меня — это классически строгая улица Зодчего Росси, где находится моя альма-матер — балетная академия. Но есть и другие дорогие адреса: набережная Невы с Летним садом и улица Чайковского, где я родилась, Спасо-Преображенский собор, где меня, пятилетнюю девочку, тайно крестила бабушка. Екатерининский садик у Александринского театра — тоже очень памятное место: сколько времени мы провели там между уроками! Только в эмиграции я поняла, что больше всего на свете люблю русский лес. В начале 80-х, еще до перестройки, когда я считалась «невозвращенкой», одна из советских газет спросила меня, куда бы я поехала, если бы была возможность вернуться в Россию. Я тогда ответила, что, наверное, прямо из аэропорта отправилась бы в лес. Для позитивного настроения я устроила себе здесь, на даче в Сан-Франциско, целый кордебалет березок.

— Вы перетанцевали практически весь мировой репертуар — от Мариуса Петипа до Джона Ноймайера и Мориса Бежара. Какая хореография вам ближе?

— Я дитя XX века, и мне ближе всего неоклассика. А классические балеты, они, знаете, как хорошая, затертая от чтения старая книга вроде «Дон Кихота» или «Войны и мира»: по истечении определенного времени ловишь себя на том, что фабула воспринимается иначе. Любимые книги никогда не надоедают. В каком-то смысле возвращение к ним служит проверкой твоей человеческой зрелости. То же и с партиями классического балета. На протяжении жизни я менялась как человек, развивалась как личность, и вместе со мной менялись мои роли. В моей жизни не было двух абсолютно одинаковых спектаклей.

— Мексиканский тенор Роландо Вильясон признавался, что сценические персонажи помогают ему найти выход из сложных жизненных ситуаций. С вами подобное бывало?

— Если я танцую Манон Леско, а «Манон» — один из моих любимых спектаклей, то каждый раз еще недели на две как минимум остаюсь француженкой. Это касается и особой пластики, и манеры говорить — например, ловлю себя на стремлении быть полюбезнее. А знаете, как я готовлюсь к спектаклю? Погружаюсь в образ, читая вслух текст роли, например если это Джульетта (Наталья Макарова играет и в драматическом театре. — «Труд»), самой себе или кому-нибудь из близких. Иногда слово помогает лучше, чем десятки физических репетиций.

Одним из самых трудных спектаклей для меня остается «Лебединое озеро». В музыке Чайковского очень сильна тема романтического томления и горечи от предчувствия того, что идеальной любви не суждено осуществиться в жизни.

В Одетте меня всегда привлекало сочетание жертвенности и мудрости. Ее адажио — рассказ о пленении духа и надеждах. Здесь все построено на символике. Героине уже известно, что ее любовь добром не кончится, и она тем не менее идет до конца. По-человечески мне это очень понятно и близко.

— В оригинальной версии у балета Чайковского был трагический финал, а в редакции Константина Сергеева, которая до сих пор идет в Мариинском театре, — хеппи-энд. В чем для вас смысл финала «Лебединого озера»?

— Для меня главное, что в финале Одетта оказывается способной простить Зигфрида. Любовь пробудила в ней способность прощать, и в моем понимании это прощение сильнее смерти и как бы отменяет ее. Именно по-этому любовь торжествует над смертью. Ну, а финал, разумеется, трагический — как это и звучит в музыке Чайковского. Поэтому именно такой финал я сделала в моей постановке «Лебединого озера»: они могут соединиться только в другом мире.

— С партией Одиллии вам приходилось сложнее?

— Намного. На поиск верной ноты ушли в буквальном смысле годы. Дело в том, что в моей природе нет качеств роковой женщины с ее вампиризмом и чувственной агрессией, я совершенно не вписываюсь в образ, который называется femme fatale. Ключом к образу для меня оказалась блоковская Незнакомка — загадочная чаровница, окутанная мистическим ореолом, возникшая ниоткуда и несущая в себе тайну. Она стала прообразом моей Одиллии, играющей с принцем, чтобы убедиться в своей неотразимости. Для того чтобы добиться органики в танце, мне необходим психологический подход.

— Таким подходом известен гамбургский хореограф Джон Ноймайер. Вы танцевали в его балете «Иллюзии как Лебединое озеро», где главным героем становится король Баварии Людвиг II — реальный персонаж, страдавший душевным расстройством и известный своей любовью к лебедям и прогулкам при луне. В этой трактовке ваша героиня превратилась в персонаж ночных кошмаров.

— Моя приверженность к классическим балетам совершенно не означает, что я воздерживалась от экспериментов. Совсем наоборот. Меня очень увлекла эта постановка. Ноймайер предлагает неожиданный ракурс, рассказывая очень современную историю. Мне нравится концепция спектакля, особенно дуэты: балетмейстер создал двойника главного героя, проведя таким образом параллель с двойственностью партии Одетты — Одиллии. На мой взгляд, это лучший спектакль Ноймайера с массой интереснейших находок — как хореографических, так и театральных. Конечно, это уже не полное символизма, мистики и романтизма «Лебединое озеро», а совершенно другой спектакль. Он и поставлен, кстати, на другую музыку.

— За что вы любите балет?

— Как ни странно, мне впервые задают этот вопрос! За поэзию, трансцендентность, символизм, неуловимость. Балет позволяет абстрагироваться от обывательской стороны жизни, уйти в другое измерение. Кроме того, когда говорит тело, оно способно передать тончайшие нюансы души, то, что невозможно выразить в словах. Тело никогда не врет. А самой большой ценностью является возможность слияния с музыкой. Я очень дорожу и горжусь подарком Сержа Лифаря, с которым в свое время работала в Турине. Он преподнес мне свою картину с подписью: «Страдивариусу танца».

— Трудно придумать лучший комплимент вашему таланту!

— Возможно, но были и другие моменты истины. Как-то после моего выступления в «Жизели» за кулисы пришел великий Ингмар Бергман. У него в глазах стояли слезы. Мы очень долго проговорили в тот вечер — о балете, о жизни вообще… Когда в 1974 году я впервые поставила «Тени» из «Баядерки» в Американском балетном театре, где было очень трудно работать, поскольку там нет классической традиции, у танцовщиков разные школы и надо было начинать с самых азов, после спектакля один из критиков назвала увиденное макаровским чудом. Мне это очень запомнилось.

Однажды после спектакля «Лебединое озеро» в вашингтонском Кеннеди-центре ко мне в гримерку заглянула Элизабет Тейлор и попросила у меня пуанты с автографом. Это было неожиданно и тоже очень приятно.

— Ваше самое сильное балетное впечатление?

— Я была потрясена, увидев, как в фильме-балете «Ромео и Джульетта» Галина Уланова в страстном порыве бежит через всю сцену к монаху Лоренцо. Это были мои первые годы в Мариинском (тогда Кировском) театре, и эта сцена врезалась в память на всю жизнь. В этом беге стремительно двигалось все — тело и душа в одном неудержимом порыве. Кстати говоря, это самое трудное — бежать эмоционально, красиво, страстно, выразительно и одновременно находиться в роли. Образ Улановой вдохновлял меня всю мою жизнь.

Резюме «Труда»

Наталия Макарова, балерина, балетмейстер, актриса

Родилась в Ленинграде.

Окончила хореографическое училище в 1959-м.

Работала в Кировском (ныне Мариинском) театре.

В 1970 году попросила политического убежища в Англии. С декабря 1970-го — прима-балерина Американского театра балета, с 1972-го — приглашенная звезда Лондонского королевского балета. В 1992-м сыграла в спектакле Романа Виктюка «Двое на качелях». Поставила балеты «Баядерка», «Жизель», «Лебединое озеро»,«Спящая красавица» и другие на главных сценах мира.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11683
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7354
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7034
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6325
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6205
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?