Вольтер играл в прятки с Пушкиным

Случайная находка может оказаться бесценным историческим экспонатом

Нашли случайно... Когда такое говорят об исторических ценностях, объектах культурного наследия, событие сразу привлекает внимание своей интригой. В последнее время россияне избалованы сообщениями о подобных происшествиях: то скульптура в нише под лестницей Эрмитажа обнаружена, то на иконы на башнях Кремля наткнулись, то коллекцию столового серебра из потайной комнаты извлекли... Однако и в прошлые годы бывали такого рода случайные находки. Сегодня мы вспомним о некоторых из них.

Три рублевские иконы

Пожалуй, по-настоящему эпохальным подарком, преподнесенным волею случая нашим искусствоведам, являются три иконы из так называемого Звенигородского чина, автором которых считают Андрея Рублева. Изучая документы, ученые пришли к выводу, что знаменитый изограф мог выполнять работы для собора Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Однако ни в этом храме, ни в расположенном неподалеку другом древнем строении, Успенском соборе на Городке, участникам поисковой экспедиции, работавшей здесь в 1918 году, икон рублевского письма найти не удалось: за прошедшие века их успели заменить новыми.

Ученые уже разуверились в успехе своего предприятия, когда их внимание привлек покосившийся дровяной сарай возле церковной сторожки. Внутри него под грудой дров обнаружились три потемневшие от времени доски-иконы с полуосыпавшейся живописью: «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил». Это и были остатки иконостаса, созданного Рублевым. Теперь отреставрированные иконы Звенигородского чина являются одной из жемчужин коллекции Третьяковской галереи.

Много лет назад сотрудник Русского музея в Ленинграде Григорий Преснов, проходя через Михайловский сад, обратил внимание на груды камней, валявшиеся среди деревьев. Рассмотрев их повнимательнее, искусствовед понял, что это обломки каких-то статуй, высеченных из известняка. По настоянию Преснова булыжники перевезли в музей. Более детальные исследования показали, что скульптуры были выполнены еще в XVIII веке по эскизам знаменитого зодчего Растрелли и прежде украшали балюстраду на крыше Зимнего дворца.

В декабре 1837 года во время пожара часть белокаменных изваяний погибла, другие были повреждены пламенем и стали разрушаться. Когда в 1890-м отколовшийся обломок одной из скульптур рухнул с крыши прямо под окна покоев цесаревича, было решено все растреллиевские «камни» убрать и заменить эти статуи и вазы их медными копиями (они стоят на Зимнем и поныне). Обломки сброшенных с балюстрады изваяний вывезли на свалку в разные места Петербурга — так некоторые из них оказались в Михайловском саду.

Опальная скульптура

Автором одной из сенсационных находок, сделанных в помещениях Эрмитажа, стал Александр Сергеевич Пушкин. Великому поэту повезло раскопать в закрытых для посещения комнатах огромного музейного здания скульптуру Вольтера, созданную французским мастером Гудоном по заказу Екатерины II.

Первоначально это изваяние украшало павильон Грот в Царском Селе. Однако после того, как в 1791-м в Париже начались революционные выступления, участники которых называли Вольтера вдохновителем борьбы за народную свободу, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. Скульптура его была вывезена прочь из Грота, и почти полвека судьба этого творения оставалась неизвестной.

В 1831 году, начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал «Историю России при Петре Великом». После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с его библиотекой были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это хранилище.

Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич к немалому удивлению своему наткнулся на самого Вольтера: его скульптура работы Гудона была втиснута между книжными полками. Она так понравилась Пушкину, что поэт даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь в 1887 году опальное мраморное изваяние выставили на всеобщее обозрение в одном из музейных залов.

Мозаика на Киевском

Из числа недавних — неожиданное открытие, сделанное в здании столичного Киевского вокзала. Вернее, на здании. Когда при ремонте главного фасада приступили к обследованию двух огромных барельефов с гербами СССР, выяснилось, что они установлены внакладку: квадратные плиты с изображением государственного символа Страны Советов закрывали ниши, в которых были старые гербы Москвы и Киева. Ими украсили фасад еще в 1914-1917 годах во время строительства вокзала. При советской власти мозаичные панно с «религиозным содержанием» (на гербах фигурировали Георгий Победоносец, Архангел Михаил) решено было заменить, и в 1925-м на фасаде вокзала укрепили два барельефа с гербом СССР. Считалось, что дореволюционные изображения при этом были уничтожены, и лишь 70 лет спустя их удалось обнаружить. Теперь фасаду Киевского вокзала возвращен первоначальный вид.

Удивительную находку подарили несколько лет назад масштабные работы по восстановлению Марфо-Мариинской обители в Москве. Когда строители взялись готовить к ремонту крыльцо одного из деревянных домов, сохранившегося с дореволюционных времен, и приступили к расчистке чулана под лестницей, они обнаружили там спрятанный церковный колокол. Вес бронзового красавца был около 6 пудов, диаметр — более полуметра, высота — 70 сантиметров. Колокол оказался в хорошем состоянии, на боку его выгравирована монограмма: буквы «Е» и «Ф» с короной над ними (изображение явно посвящено основательнице обители, Великой Княгине Елизавете Федоровне). Вероятно, найденный экземпляр был изготовлен для звонницы главного храма — Покровского собора.

Тайна Английского двора

Замуровать можно, оказывается, не только произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, но даже здания. Когда в середине 1950-х реставраторы обследовали кварталы старых построек в московском Зарядье, их внимание привлекали в основном храмы, стоящие вдоль улицы Разина (ныне Варварка). А втиснувшийся между ними безликий четырехэтажный дом вызвал у ценителей старины лишь досаду: унылая коробка, явно построенная не ранее конца XIX века, только загораживала панораму улицы. Однако известный реставратор Петр Барановский решил познакомиться с этим домом более основательно. Зондажи, сделанные в нескольких местах, открыли ученому тайну здания. За стенами и надстройками позднейшего времени прятался уникальный памятник зодчества — палаты Старого Английского двора XVI-XVII веков. Позднее удалось вернуть прежний облик этому сооружению, ставшему украшением заповедного уголка в Зарядье.

И так бывало

Житель города Адамстаун в США, бродя среди рядов старьевщиков, решил приобрести неказистую с виду картину — раскошелился на 4 доллара ради понравившейся рамки. Придя домой, американец вынул картину из багета, чтобы выбросить. Но оказалось, что под холстом лежала бумага с подлинным оттиском Декларации независимости США. 4 июля 1776 года было отпечатано и распространено всего 500 таких официальных копий, из которых сохранилось менее 30. Видимо, один из прежних владельцев спрятал раритет за холст, но по каким-то причинам забыл о нем. Обнаруживший копию Декларации горожанин в итоге продал ее на аукционе почти за 2,5 млн долларов.

***

Два года назад сотрудников технических служб, занимавшихся ремонтом в подвале старого лабораторного корпуса Московского государственного университета инженерной экологии, ожидал сюрприз. Вскрыв вмурованный в стену старый электросиловой шкаф, они заметили, что все рубильники, предохранители, клеммы смонтированы на большой беломраморной плите, поверхность которой покрыта выгравированными и позолоченными надписями. Позднее удалось определить, что это мемориальная доска Александровского коммерческого училища, располагавшегося в зданиях нынешнего МГУИЭ в 1885-1918 годах. На ней выбиты фамилии 16 выпускников-отличников, окончивших это училище в 1902, 1903 и 1904 годах.

***

Несколько лет назад некий студент купил по дешевке на блошином рынке в Берлине старый продавленный диван. А когда притащил его домой и попытался разложить, увидел лежащую внутри небольшую картину. Эксперты определили, что полотно написано в начале XVII века неизвестным художником, и предложили выставить находку на аукционе в Гамбурге. Там картину купили за 27 600 долларов.