ОЧЕРЕДНОЙ "НАЕЗД" НА КОНСТИТУЦИЮ. И НА ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ

В Государственной Думе РФ продолжается рассмотрение нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению большинства адвокатов и теоретиков права, этот документ носит исключительно репрессивный характер. Больше всего кар и санкций предусмотрено для водителей в главах 12 и 26 кодекса. Об этом писали многие ученые и журналисты. К счастью, депутаты приняли редкое, но правильное решение: принимать новый кодекс по частям и с лупой в руках "выуживать" драконовские меры.

Немного истории. 1989 год. Отменены талоны предупреждений (вкладыш к водительскому удостоверению). Но уже в 1992 году появляются переэкзаменовки, снятие номерных знаков, техосмотр для частника раз в году.
1997 год. Государственная Дума запрещает эти репрессивные меры. Заодно исключает из кодекса статью 118 "прим", предусматривавшую балльную систему учета нарушений ПДД. Но успокаиваться было рано.
ГАИ тут же начала готовиться к реваншу. Полем для битвы избрали проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Задача номер один - реанимировать и приумножить репрессии. Судите сами.
Скажем, сегодня задержать машину можно только в четырех случаях: а) водитель пьян, б) нет документов на автомобиль, в) неисправны рулевая или тормозная система, г) установлены подложные номерные знаки. В кодексе предлагается эвакуировать автомобиль еще и за нарушение правил остановки или стоянки.
Вводится в кодексе и такая карательная мера, как запрет на эксплуатацию транспортных средств со снятием номерных знаков. Речь, таким образом, идет о посягательстве на конституционное право россиян свободно владеть и пользоваться своим имуществом (ст. 35) и право свободного передвижения по всей территории России (ст. 27).
Возрождается пресловутая система учета нарушений ПДД. Раньше водителя, который набрал в течение года 15 штрафных очков, можно было лишить права управления максимум на шесть месяцев. Теперь же ему грозят отлучение от транспорта сроком до двух лет и штраф. Такой порядок грубо нарушает важнейший конституционный принцип: за одно деяние дважды не наказывают. Кстати, в новом кодексе ничего подобного не предусмотрено для нарушителей правил охоты, рыболовства, паспортного режима... Жестокие репрессии уготованы только водителям.
Лишать водителей права управления гаишники смогут практически во всех случаях. Как раньше, штрафом не отделаешься. Для этого каждую статью кодекса его разработчики снабдили второй частью с так называемыми "квалифицирующими признаками". Например, проехал под запрещающий знак - штраф. Создал при этом "помеху движению" (ч. 2) - лишение. Развернулся в запрещенном месте - штраф. Создал при этом "помеху..." - лишение. Не пропустил милицейскую машину, превысил скорость - за все лишение. Всего насчитывается 17 статей, по которым будут, если кодекс примут, отлучать от "баранки". Кстати, "помеха" - понятие более чем субъективное. Оно не выражается ни в тоннах, ни в литрах, ни в километрах. Есть помеха или нет, определять будет инспектор. Вот она благодатная стезя для вымогательства взяток.
Водитель по новому кодексу сможет провести 15 суток вместе с рецидивистами за: а) отказ от освидетельствования на состояние опьянения, б) оставление места ДТП или в том случае, если не остановился на свисток инспектора. А ведь на свистке не написано, к какой машине сигнал относится. Да его можно и не услышать. Но кого это волнует?
Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что при рассмотрении любых уголовных, гражданских, административных дел должна быть кассационная инстанция. То есть после райсуда гражданин должен иметь возможность автоматически обратиться в областной, краевой или городской суд. Разработчики кодекса постановления КС просто-напросто игнорировали. Жалоба на вердикт гаишника, санитарного врача, участкового инспектора будет рассматриваться только в райнарсуде. Его решение вступит в силу мгновенно, с момента оглашения. Никаких кассаций и апелляций...
Вывод один - в таком виде кодекс, нарушающий статьи Конституции РФ, конечно, принимать нельзя.