И С БАНДИТАМИ НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ ПО-БАНДИТСКИ

На одном из последних совещаний, проведенных из Москвы по селектору, мэр Грозного Бислан Гантамиров отдал своим подчиненным распоряжение расстреливать на месте, без суда и следствия террористов, застигнутых на месте преступления. "Речь не идет о том, чтобы расстреливать всех подряд, - уточнил градоначальник. - Речь идет только о лицах, совершивших преступление. Увидел, что террорист закладывает бомбу, готовит теракт, убил человека - никаких задержаний, никаких пленений... Зачем арестовывать такого террориста, зачем затягивать судебные процессы на многие месяцы?"

Будем считать это скорее эмоциональным ответом мэра на действия террористов, который может вызвать сочувствие у многих, кто заинтересован в скорейшей стабилизации ситуации в Чечне. Даже такой великий гуманист нашего времени, как всемирно известный русский писатель Александр Солженицын, недавно выступил за возврат смертной казни для чеченских бандитов, которые сегодня, по его выражению, "смеются над российским судом".
Действительно, только жесткие, неотвратимые меры способны нормализовать положение в мятежной республике. Но если встать на точку зрения Гантамирова, то не уподобятся ли государственные структуры Чечни тем же бандитам, кровавый произвол которых вызывает праведный гнев во всем мире? Может ли позволить себе правовое государство даже в самых экстремальных ситуациях нарушать собственные законы, использовать в борьбе с террористами их же методы?
Реакция правоохранительных и правозащитных органов России на инициативу мэра Грозного последовала тотчас же, и была однозначной. Так, спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав и свобод человека в Чечне Владимир Каламанов заявил, что готов обратиться в суд с иском в отношении Гантамирова. Распоряжение мэра, считает он, не имеет ничего общего ни с позицией российского правительства, ни с позицией главы государства, "это грубейшее нарушение закона", так как террористы и другие преступники могут быть привлечены к уголовной ответственности только в соответствии с российским законодательством.
Солидарен с Каламановым и министр внутренних дел РФ Борис Грызлов: "Данный призыв мэра Грозного - это экстремистский призыв, и, естественно, я его осуждаю". В Минюсте РФ мне также подтвердили негативную оценку намерений руководителя Грозненской администрации. Только правоохранительные органы и суды в пределах своих полномочий вправе решать вопрос об уголовной ответственности конкретных лиц и выносить им приговоры. Заместитель же Генерального прокурора России Сергей Фригинский сообщил, что уже начал проверку информации о скандальном распоряжении мэра.
Бислан Гантамиров, по общему признанию, - человек весьма импульсивный. Некоторые его поступки непредсказуемы. Так было, например, в прошлом году, когда он, выражая несогласие с главой администрации Чечни Ахмадом Кадыровым в кадровых вопросах, чуть ли не силой пытался взять Гудермес. Так было и в марте нынешнего года, когда Гантамиров заявил о 17 якобы спрятанных федералами в Грозном трупах. Эта информация, как известно, не подтвердилась.
Заслуги Гантамирова, его принципиальность и твердость в борьбе с террористами и боевиками известны, его авторитет среди чеченцев высок и заслужен. Но нельзя не согласиться и с тем, что непродуманные и импульсивные поступки и заявления государственного чиновника такого ранга, несомненно, вредят делу возрождения Чечни и, говоря словами того же Каламанова, наносят "колоссальный ущерб всему тому позитивному, что делается в республике".