КТО ПРОДАЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИКВИИ?

На аукционе "Кристи'с" за 171 тысячу долларов был продан послеполетный отчет Юрия Гагарина, датированный 15 апреля 1961 года. Здесь же выставлен и другой рапорт космического первопроходца, в котором Юрий уже в 1967 году просит разрешения на тренировочные полеты. Эти документы, как и предлагаемая на аукционе уникальная рукопись Константина Эдуардовича Циолковского (первая работа ученого по ракетной технике, 17 коричневатых страниц, исписанных серыми чернилами), - это же национальное достояние России...

Вдова Гагарина заявила на днях, что оригиналы рапортов имеют государственное значение, хранятся в Госархиве и не могут быть выставлены на продажу. Однако профессор Константин Феоктистов - ученый, конструктор и летчик-космонавт - не исключил, что в Нью-Йорке выставлены подлинные документы.
Как же могли попасть в США наши национальные реликвии? В Росавиакосмосе мне сообщили, что никогда таким архивом не располагали: "Продажа гагаринских рапортов и рукописей Циолковского на аукционе - факт горький и возмутительный". Руководитель Госархива Сергей Мироненко и зам.директора Росгосархива научно-технической документации Вячеслав Клейн заверили меня, что их организации тоже не имеют никакого отношения к аукциону. В пресс-службе Центра подготовки космонавтов ответили более уклончиво: "Мы не в курсе дела". Связаться с руководителями ЦПК вчера так и не удалось.
Остается один адрес - ракетно-космическая корпорация "Энергия". Говорят, именно там хранятся многие исторические документы. Однако все сотрудники этой фирмы отдыхают до 14 мая. Домашний телефон и мобильник заместителя генерального конструктора тоже не отвечали. Что ж, подождем, пока ракетостроители отдохнут.
На аукционе "Кристи'с" продаются 354 предмета, связанных с историей освоения космоса. Не жалко, когда уходят с молотка спускаемые аппараты (их у нас - многие десятки), космические скафандры, фотографии. Это даже хорошо (своего рода популяризация вклада нашей страны в развитие космонавтики). Но торговать национальным достоянием недопустимо. Оно принадлежит России, нам и нашим потомкам. Это так, но это слова, а на деле - происходит то, что происходит.