НЕ УПУСТИТЬ ШАНС

Странная на первый взгляд ситуация: российская экономика, судя по динамике валового внутреннего продукта (ВВП), демонстрирует уверенный рост, а жизнь десятков миллионов граждан продолжает оставаться на чрезвычайно низком уровне. В первом квартале нынешнего года число беднейших россиян даже увеличилось на 15 миллионов. Как это объяснить?

На самом деле, казалось бы, противоречивые факты логично вписываются в общую экономическую картину. Вспомним, что объем ВВП сократился с 1989-го по 1998 год почти вдвое. Такого обвала не было даже в годы Великой Отечественной. И начавшийся в 1999-м подъем ведет отсчет от очень низкой "базы". Суммарный рост ВВП за два года и три месяца составил более 18 процентов. Да, таких темпов у нас не было за последние сорок лет. И все же сегодняшний объем ВВП составляет лишь две трети от валового внутреннего продукта в 1989-м. Откуда же возьмутся средства, которые позволили бы миллионам граждан выбраться из нищеты? Слишком (если сказать упрощенно) тяжелое ельцинское наследство досталось Путину.
По объему ВВП мы как бы вернулись из обвального 98-го в начало 94-го. Позитивные сдвиги налицо, но ведь и 1994-й не был годом всеобщего благоденствия. Вообще за последнее десятилетие серьезные испытания выпали на долю россиян. Тотальная ломка экономики, переход с плановых рельсов на принципы рыночного хозяйства - само по себе это чрезвычайно болезненно. А ситуация еще значительно усугублена допущенными прежними властями грубыми ошибками. Исправлять их нелегко.
Оживлению экономики во многом способствовали высокие мировые цены на нефть и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий после обрушения рубля в августе 98-го. Однако сейчас рубль вновь укрепляется, импорт все интенсивнее вытесняет нашу продукцию с внутреннего рынка. Это плохо. На многих предприятиях - отсталая техническая база, изношенные до предела основные фонды. В целом производственные издержки у нас в России являются слишком высокими по сравнению с другими индустриально развитыми странами. По этим и другим причинам темпы экономического развития стали замедляться. А в ноябре - декабре прошлого года и январе нынешнего рост прекратился. В феврале-марте он возобновился, но пока трудно прогнозировать, насколько устойчива эта тенденция.
Ситуацию серьезно осложняют огромные внешние долги. Многие миллиарды заимствованных долларов были в прошлые годы бездумно "проедены" или перекочевали к ловким "деловым людям", олигархам, а теперь за все это надо расплачиваться.
На таком шатком экономическом фундаменте, понятно, трудно добиться устойчивого развития социальной сферы. Тем не менее с января прошлого года среднемесячная зарплата в стране выросла более чем в полтора раза - с 1830 до 2867 рублей (в марте 2001-го). Вроде неплохо. На самом деле здесь таится некая опасность. Когда увеличение зарплаты не подкреплено соответствующим ростом производства, динамичным развертыванием реального сектора экономики, это оборачивается со временем ощутимым снижением уровня жизни. Собственно, неблагоприятные тенденции в качестве жизни людей уже начали проявляться.
Наибольшее, понятно, беспокойство у граждан вызывает рост потребительских цен. По данным Госкомстата, они повысились с января по апрель на 9 процентов. (Ясно, что заложенная в бюджете 12-процентная инфляция будет значительно превышена.) Ускоренными темпами дорожают продовольствие и платные услуги населению. Цены на мясо и птицу за четыре месяца повысились на 14,7 процента (с апреля прошлого года - в полтора раза), рыбу - на 10, хлеб - на 7,3 (с апреля прошлого года - на 21 процент). Тут речь о продуктах повседневного спроса. Особенно болезненно воспринимают у нас подорожание хлеба - основного продукта питания во многих бедных семьях.
В прошедшем месяце из наблюдаемых статистиками продуктов более всего выросли цены на яйца - на 9,3 процента. Не по карману многим становятся овощи (сказывается сезонный фактор). Капуста в апреле подорожала на 21 процент (с начала года - в 2,2 раза), морковь - на 9,2 (с января - на треть), лук - на 7 (с начала года - в полтора раза). Если просуммировать, то получится, что стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России увеличилась с января по апрель на 12,8 процента и составила 846 рублей в расчете на месяц (в Москве - 1054 рубля).
Как жить тем, у кого среднедушевой месячный доход составляет 400-500 рублей (таких, по данным Госкомстата, 3,3 миллиона граждан) или 500-750 рублей (доходы 7,3 миллиона россиян)? Деньги же нужны не только на питание, но и, скажем, на жилищно-коммунальные платежи. Здесь цены, что называется, рванули... Тарифы на эти услуги выросли с апреля прошлого года по апрель нынешнего более чем в полтора раза. Только за один минувший месяц плата за горячее водоснабжение увеличилась на 6,1 процента; за отопление, холодную воду и канализацию - на 5. Дорожает практически все. Например, стоимость услуг почтовой связи увеличилась в апреле на 9,7 процента.
Более трети населения остается за чертой бедности. По оценкам Минэкономики, численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила в первом квартале 54,4 миллиона человек. Ретроспективно картина (по официальным статданным) выглядит так:
1998 год
I квартал - 45 миллионов граждан за чертой бедности
1999
I квартал - 65 миллионов
2000
I квартал - 59,9 миллиона
II квартал - 50,5 миллиона
III квартал - 46,3 миллиона
IV квартал - 39,2 миллиона
2001
I квартал - 54,4 миллиона
Это - серьезный сигнал для Белого дома. Решение записанной в документах задачи - последовательное повышение уровня жизни, сокращение непомерного неравенства и бедности населения - требует от правительства не просто дополнительных "оборотов" печатного станка (денежная масса за последние 14 месяцев увеличилась на 405 миллиардов рублей, или в 1,62 раза, что, надо полагать, лишь подстегнуло инфляцию), а более энергичного проведения структурных и институциональных реформ. Нынешний высокий потенциал доверия россиян новому президенту, а с ним - к власти в целом является сам по себе важнейшим фактором стабильности, существенным условием вывода страны на траекторию уверенного подъема. Негативные процессы в социальной области, если их своевременно не обуздать, опасны и тем, что могут начать постепенное "размывание" этого потенциала, вызвать разочарование в обществе. Этого допустить нельзя. Мы должны после стольких лет испытаний использовать, наконец, предоставленный нам уникальный шанс возрождения нашей России.