МЫ ЭТОГО ДОСТОЙНЫ?

В последнее время, признаюсь, не без отвращения, но пристально приглядываюсь к телерекламе, пытаясь понять хоть какую-то логику в рекламной политике наших телеканалов. И прихожу к неутешительному выводу: никакой своей позиции (о логике и не говорю) по этому поводу у каналов нет. Все они на крючке у одних и тех же рекламодателей, а сама реклама является как бы королевством в королевстве и пользуется "дипломатической неприкосновенностью".

Вот и возникает ощущение: чем она глупее, тем чаще ее показывают, тем она назойливее, особенно в безудержном своем восхищении зарубежной продукцией. Так что когда появляется реклама шоколада фабрики "Россия", настойчиво втолковывающая уже много месяцев, что Россия - "щедрая душа", наивно думаешь, что сия "сладкая" фабрика с присущей ей щедростью раздает свою продукцию бесплатно.
Разумеется, мне понятно: кто платит, тот и заказывает музыку. Вкладывая немалые деньги, рекламодатели, что (и как) хотят, то (так) и рекламируют. В иных случаях используется присланная из зарубежья "болванка" рекламы, которую здесь оснащают собственным текстом, в других - закладывают совершенно новую. Магазин меховых изделий "Зимняя королева", очевидно, обладает неограниченным фондом для саморекламы. Сначала ролики были игровыми с участием популярных хохмачей с ТВ-6. Потом - в более скромном виде. Однако в пределах пятиминутного рекламного блока, скажем, на ТВЦ во время сериала "Самозванцы" ее показывали аж трижды!
Шеф одного из каналов недавно прямо признался, что 60 процентов бюджета его телекомпании покрывается рекламой. Думаю, такое же положение и на других каналах. И это вызывает к ним чувство сострадания, ибо уверен, что, разрывая рекламой самые лучшие, пользующиеся максимальным рейтингом передачи, в том числе новые фильмы и сериалы, телевизионщики не могут не испытывать отвращения к самим себе. Особенно страдают от рекламы хорошие фильмы, ибо своей базарностью (если не сказать - пошлостью) она мешает зрителю сосредоточиться на высоком. Не так давно при показе фильма Бахтиера Худойназарова "Лунный папа" (лауреат премии кинокритики "Золотой овен") рекламные блоки (по 4 минуты) прерывали показ картины каждые 14 минут. Но бывает, что эти вторжения происходят каждые пять-шесть минут. Так что смотреть, скажем, напряженный психологический или детективный сюжет (не говорю о сериалах про "ментов" или "Агента национальной безопасности", которые вполне можно обрывать и чаще, это, убежден, никак не отразится на настроении зрителей) становится просто невыносимо. Готов поделиться с читателями собственным "ноу-хау": у кого есть видак (а таких сегодня много), записывайте фильм, а потом смотрите, прокручивая рекламные вставки на максимальной скорости. Очень укрепляет нервную систему и помогает без помех воспринимать фильм.
Участие актеров в рекламе вполне понятно: как-никак, а это для них определенный заработок. Давно пользуется этим, например, прекрасная актриса Инна Ульянова, ставшая известной, увы, не благодаря, своим ролям в театре, а... рекламе моющего средства "Комет". Нина Русланова со всем своим темпераментом призывает лечиться магнитотерапией. А еще одна актриса, поглаживая кошку, заявляет: "У моей подружки тощий, а мой веселый и толстый" - сразу думаешь, что речь пойдет о "Вискас", но нет, оказывается, о... журнале "ТВ-Парад", который "знает все о телевидении" и его читают аж "всю неделю". Используя все свое обаяние, Валерий Золотухин пропагандирует газету "Алфавит". А вот появление на экране режиссера Андрея Кончаловского с рекламой зарубежного "Холестэйда" вызывает чувство неловкости, особенно если знаешь, что столь нужное многим средство борьбы с холестерином стоит... 970 рэ. Кстати, средство от болезни суставов "Инолтра" из другой рекламы обойдется желающему его купить в 1750 рэ. Но эти цифры, естественно, не называются. Интересно узнать, сколько стоит панацея от всех болезней - цирконевый браслет, о котором на ТВ сказано столько восторженных слов? Поражает многоходовая реклама индонезийского средства для похудения "Идеал". Оказывается, прежде нам оно было недоступно, а теперь (радуйтесь, россияне!) его можно заказать по телефону! А вообще-то хочется заметить, что реклама лекарственных средств по ТВ может обернуться драмой. И просто удивительно, почему авторы вполне серьезных передач на медицинские темы не призывают население к бдительности. Кто, скажем, будет отвечать, если, доверившись такой рекламе, телезритель загремит в больницу?
Называть цену тех товаров, которые пропагандируются по ТВ, рекламщики боятся, и это понятно. Кому по средствам автомашина "Рено", музыкальный центр "Караоке", продукция французской парфюмерии "Л'Ореаль"? Чем дороже сам продукт, тем беспардоннее реклама. Так, французские духи "Камей" велеречиво подаются как "неотразимое искусство обольщения", а новые подушечки "Вискас" так вообще ошеломительно: "Это что-то! Это нечто! О ла-ла!". Вровень с этим хорошо оплаченным воплем восторга стоит только реклама жвачки "Супер". "Это что? Это кто?" и т.д. Нашлись и нужные слова о "райском наслаждении" применительно к шоколаду "Баунти". А когда симпатичный повар Вовочка в своем белоснежном колпаке сластолюбиво произносит название майонеза "Кальве", сразу становится понятно, что надо немедленно бежать в ближайший гастроном... Это, правда, хоть и не лучший сорт майонеза, но по крайней мере не самый дорогой.
Есть еще один вид рекламы, которым пользовался, в частности, "счастливчик" Дмитрий Дибров, с придыханием в горле и восторгом в очах призывавший на НТВ пользоваться кредитной карточкой "Альфа-банка" или покупать мобильник "Билайн-GSM", чего не позволит себе ни один уважающий себя ведущий в США или Франции. К сожалению, констатирую еще и наличие на ТВ косвенной рекламы. Меня поразило, как однажды в "Ночном полете" на ТВЦ Андрей Максимов позволил гостю откровенно прорекламировать свою новую стоматологическую поликлинику с ее "фантастическим" оборудованием. Без малейшего, естественно, упоминания тарифов, которые, как известно, в любой платной стоматологической клинике, что называется, - о ла-ла!
Приглядываясь к рекламе на всех каналах, убеждаешься, что делается она, похоже, одними и теми же бестрепетными руками - с разным только набором эпитетов, слоганов, по одному шаблону сварганенных и, очевидно, приносящих немалые доходы всем, кто участвует в этом бизнесе. В то же время во Франции рекламу часто делают крупные кинорежиссеры. Она отличается выдумкой и блестящим текстом. Там налицо отношение к рекламе как к искусству - не случайно ведь проводятся фестивали рекламных роликов, присуждаются призы и т.д. Будучи прошлым летом в Париже, я много смотрел тамошнее ТВ. Но никогда реклама не мешала мне получать удовольствие от фильма. Если она и прерывала его, то лишь на несколько секунд.
Наконец, у нас совершенно не отслеживается фактор "приедаемости" рекламы. Глупо показывать одну и ту же рекламу несколько раз подряд в одном блоке или много месяцев подряд. Она перестает "работать". Поэтому во Франции, США и других странах ее часто обновляют.
Реклама на ТВ, несомненно, раскрывает слабости самого телевидения. Да, чтобы жить, оно нуждается в средствах. Но мне кажется, оно могло бы более жестко стоять на позициях защиты интересов основной массы телезрителей. Недавно газета "Труд" сообщила, что на Украине добились показа рекламы только до и после фильма. Почему это невозможно в России? Отвечаю: потому что это невыгодно рекламщикам. А правят бал именно они. Густо замешенная на больших деньгах, реклама из "двигателя торговли" на ТВ превращается в источник "райских наслаждений" для тех, кто ее делает. Как тут не вспомнить: "О, злато, злато, сколько от тебя зла-то!"