ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С "БОИНГОМ"?

Полтора года американские эксперты расследовали причины гибели египетского пассажирского лайнера "Боинг-767". Он рухнул в море у берегов США 31 октября 1999 года, все 217 человек, находившихся на борту, погибли. И вот американцы передали египетским властям проект своего официального заключения.

Документ этот конфиденциальный, но в прессу просочился по крайней мере один его вывод: вероятность того, что причиной катастрофы послужили технические неполадки самолета, полностью исключена. Так что авиастроительная корпорация "Боинг" не виновата.
В этом, однако, не уверены египетские эксперты. Проанализировав сообщения о нештатных ситуациях с самолетами "Боинг-767" различных авиакомпаний, они усомнились в качестве его системы управления закрылками. Она несколько раз давала сбои, заставляя самолеты то терять высоту, то взмывать вверх - точно так же, как это делал погибший авиалайнер.
Между тем каирская "Иджипшн газетт" утверждает, что "Боинг" был сбит. Этот вывод, указывает газета в редакционной статье, напрашивается после тщательного изучения всех опубликованных материалов о трагедии - крупнейшей в истории египетской авиации.
Самолет вылетел из Нью-Йорка в Каир по воздушному коридору, проходящему через военные зоны, где установлены американские системы ПВО. Коридор был выделен местными авиадиспетчерами. Через 40 минут полета на высоте 33 тысячи футов (около 10 тысяч метров) пилоты отключили двигатели, и самолет начал падать. Газета со ссылкой на экспертов высказывает предположение, что направленный с земли на самолет радарный или иной луч повредил его основную компьютерную систему, контролирующую двигатели, и те начали давать сбои. В этом случае единственный способ избежать катастрофы - отключить на короткое время двигатели, а затем включить их вновь, что пилоты и сделали. На высоте 17 тысяч футов самолет прекратил падение и начал вновь набирать высоту, но вскоре опять попал в луч. Пилоты еще раз заглушили двигатели и переключились на запасной компьютер, пытаясь повторить предыдущий успешный маневр. Возможно, им бы это и удалось. Но на высоте 8 тысяч футов хвост самолета поразила ракета, и он рухнул в океан.
В подтверждение этой версии газета приводит факт, опубликованный в свое время европейской печатью. Во время катастрофы рядом с "Боингом" находился маленький немецкий самолет. Его пилот, он же единственный пассажир, утверждал по прилете в Германию, что видел ракету на экране своего радара, а затем и взрыв в хвостовой части "Боинга". Однако вскоре немецкого пилота посетили три агента ФБР и настоятельно рекомендовали ему помалкивать. Позже пришло сообщение, что он погиб в автомобильной катастрофе.
И захваты самолета лучом, и пуск ракеты могли быть случайными. Но, по мнению газеты, не исключена и вероятность того, что самолет был сбит намеренно: то ли его пилоты, пролетая над военными зонами, оказались нежелательными очевидцами испытаний сверхсекретного оружия, то ли кто-то хотел воспрепятствовать тому, чтобы какие-то пассажиры или грузы достигли Египта.
На предложенную Вашингтоном версию случившегося египетские эксперты должны дать ответ в течение двух месяцев. А поразмышлять есть над чем. Слишком много странностей было в ходе американского расследования. В первые же дни, например, эксперты США запустили в печать версию о том, будто один из пилотов отключил двигатели, чтобы покончить жизнь самоубийством. В Египте с возмущением отвергли эту версию, выдвинув против нее аргументы как морального, так и технического плана. Американцы отказались предоставить египтянам данные радаров на трассе полета самолета, ссылаясь на их секретность. Из океана американские спасатели подняли останки всего одного пассажира. Куда делись остальные, неясно.
Родственники погибших египтян устроили в Каире пресс-конференцию. Назвав выводы американского доклада односторонними и неполными, они сформировали комитет, который намерен добиваться своего участия в расследовании.